Галина Шалкина
Конспект НООД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА
Конспект НООД в старшей группе.
раздел «Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Музыка»
Программные содержание:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха : не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.
Развивать у детей любознательность, делать выводы, умозаключения.
Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.
Материал и оборудование: тазик с водой, коробочки с луком, чесноком, духами, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, ватаки, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, веера из бумаги, свисток, дудочка, картинки с предметами (пылесос, вентилятор, и т. д., схемы.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами должны найти то, что находится в нашей группе. Но что это, нам неизвестно.
Это не игрушка,
не зверушка
и не книжка,
не тетрадь,
ты попробуй отыскать!
А помогут нам в поисках секретные коробочки.
Подхожу с детьми к первому столу.
Воспитатель:
Вот и первая коробочка (полиэтиленовые пакеты, шары, мячи).
Предлагаю детям отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Давайте, сейчас с вами проведем опыт:
- Зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали? Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох? Что мы вдыхаем?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Значит, какой можно сделать вывод: для чего нам нужен воздух?
Дети. Чтобы дышать.
Воспитатель. Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для этого ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?
Дети. Это то, чем мы дышим.
Воспитатель. Ребята, что находится в нашей группе?
Дети. Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы.
Воспитатель. Группа наша большая и в ней находится вся эта мебель. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где нет мебели и пусто?
Дети. Воздух.
Воспитатель. А вы его видите?
Дети. Нет
Воспитатель. Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.
Воздух никто не видит, поэтому его можно назвать….
Дети. «невидимка».
Воспитатель. А если мы через него видим то он какой?
Дети. он прозрачный. Ставится схема.
Воспитатель. А что еще в нашей группе, прозрачное?
Дети. Окно, лампочка, очки, стекло.
Воспитатель. А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его с вами поймаем и увидим. Возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?
Дети. Ничего нет.
Воспитатель. Откройте пакеты, закрутите. Что в пакете сейчас?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Как догадались?
Дети. Пакет надулся.
Воспитатель. Мы видим воздух?
Дети. Нет
Воспитатель. Значит он какой?
Дети. Невидимый.
Воспитатель. Дети, значит таким воздухом можно надувать разные бесформенные предметы. Воздух заполняет их, и они приобретают форму. (Предлагаю детям надуть шарики, посмотреть какую они приобретут форму. Делаем вывод, что воздух не имеет формы, а приобретает ее, заполняя различные предметы (ставится схема).
Предлагаю детям потрогать мяч, нажать на него.
Воспитатель. Скажите, почему он такой? Что у него внутри?
Дети. Мяч надут воздухом.
Воспитатель. Правильно, поэтому он такой….
Дети. упругий.
Предлагаю детям взять шарики и надуть их, рассмотреть, какими они становятся.
Делаем вывод, что воздух бывает упругим (выставляется схема).
Дыхательная гимнастика.
Шарик мой воздушный
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!
Поднять руки вверх, вдох. Медленно вниз – выдох «ш-ш-ш».
Подходим к следующему столу.
Воспитатель. А вот и вторая секретная коробочка (губка, стаканчики, соломинки, бутылочки). Возьмите все губку и опустите в воду, нажмите на нее. Что вы видите?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Почему они в губке?
Дети. Это воздух выходит из дырочек в губке.
Воспитатель. Это доказывает, что в губке находится воздух. Как вы думаете, а внутри нас есть воздух? Давайте проверим - вдохните и подуйте через соломинку в воду. Что происходит?
Дети. Видим пузырьки.
Воспитатель. Это воздух выходит из наших легких, а попадает он в них, когда мы делаем вдох. Давайте вместе попробуем подышать: - вдох…выдох…. Вывод: внутри нас тоже есть воздух.
Воспитатель. Ребята, а теперь возьмите бутылочки и посмотрите, что находится внутри?
Дети. Нет ничего.
Воспитатель. Опустите бутылочки в воду, что происходит?
Дети. Пузырьки воздуха выходят.
Воспитатель. Значит, в пустых, на первый взгляд, бутылочках находился воздух. Когда мы их опустили в воду - воздух стал выходить из них, а его место заняла вода. Правда, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается наверх - бурлит.
Вывод: значит воздух легче воды (ставится схема).
Подходим к другому столу.
Воспитатель. Смотрим, что же в третьей секретной коробочке (веера, ватки на каждого ребенка). Дети, возьмите веера попробуйте ими помахать возле лица. Что вы чувствуете?
Дети. Ветерок,
Воспитатель. Что он делает?
Дети. Обдувает, холодит.
Воспитатель. Правильно! Это мы веерами привели в движение невидимые частички воздуха,
Значит, хотя мы воздух не видим, но мы его ощущаем. Как называется движение воздуха?
Дети. Движение воздуха называется ветер.
Раздаею детям ватки. Предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть.
Воспитатель. Что происходит?
Дети. Ватки улетают.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что мы на них подули.
Воспитатель. Да, ребята, они улетают благодаря струйке ветра, идущей изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает ватки. Давайте попробуем сделать это еще раз.
Воспитатель. Дети, что это (предлагаю детям кораблики)
- Надо, их заставить плыть, не прикасаясь к ним руками. Как вы думаете, как это можно сделать?
Дети отвечают и дуют.
Воспитатель. Что происходит?
Дети. Мы дуем, кораблики движутся.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает фигурки.
Воспитатель. Вывод: воздух может двигать предметы.
Физминутка. «Мыльные пузыри»
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.
Дети. Ничем не пахнет. Давайте пройдем к следующему столу.
Воспитатель. У меня есть четвертая секретная коробочка.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».
Даю понюхать закрытые коробочки (дольки чеснока, лука, салфетки, пропитанные духами) :
- Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).
Воспитатель. Имеет ли теперь воздух запах?
Дети. Да, пахнет луком,чесноком и т. д.
Воспитатель. Но ведь пока я не принесла лук, чеснок, духи, воздух ничем не пах. Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают (ставится схема).
Подвожу детей к следующему столу.
Воспитатель. А вот и последняя коробочка. Давайте, посмотрим, что же в ней лежит? (дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька).
-Что это такое?
Дети. Музыкальные инструменты.
Воспитатель. Как на них играют?
Дети. В них дуют.
Раздаю детям инструменты.
Воспитатель. Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….
Воспитатель. Одинаковый звук получается?
Дети. Нет.
Воспитатель. Воздух может звучать по-разному.
Воспитатель. А в природе мы слышим воздух?
Дети. Слышим.
Воспитатель. Где? Как?
Дети. Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль и т. п.
Ставлю магнитофонную запись звуков природы. (слушаем)
Спрашиваю, какие звуки услышали.
Воспитатель. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами?
Дети. Горлышко дрожит.
Воспитатель. Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла. Что вы слышите?
Дети. Мы слышим звуки.
Воспитатель. Воздух помогает работать предметам, нужным человеку. Что же это за предметы? Помогите, мне, отобрать нужные.
Дидактическая игра «Подбери предметы»
Дети выбирают нужные предметы и рассказывают о них.
Итог занятия:
Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе. Дети рассказывают о свойствах воздуха, выставляют схемы:
Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух может двигать предметы, не имеет запаха и воздух можно услышать.
Читаю стихи о воздухе :
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Воспитатель. Почему же нам так необходим воздух? (ответы детей).
Правильно, без воздуха мы не можем жить.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло.
Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?
Дети. Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.
Рефлексия. Прошу детей, тем кому понравилась сегодня наша исследовательская работа, подойти к снежинкам. А кому не понравилось – к дождинкам.
Воспитатель. Я вижу, что вам всем понравилось сегодня искать воздух. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные подарки. (Дарю детям шарики и мыльные пузыри.)