Нина Маркина
Конспект НООД с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД с элементами экспериментирования
Тема: «Воздух-невидимка»
(в подготовительной группе компенсирующей
направленности № 13,ОНР, II год обучения)
Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая".
Цель: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Публикация «Конспект НООД с элементами экспериментирования „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Задачи по образовательным областям:
Познание.
Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет.
Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
Речевая.
Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Активизировать речевую деятельность детей.
Словарь: воздушный, прозрачный, ветер - движение воздуха.
Социально-коммуникативная.
Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Методы и приемы:
Практические (Эксперименты, опыты).
Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками. Изготовление с детьми вееров из бумаги. Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка.
Игровая: игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Оборудование: Киндеры с «запахом» и без запаха, миска с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, салфетки, целлофановые пакеты, мячи попрыгунчики, пластиковые стаканы с салфеткой, пластиковые стаканы с водой, газированная вода, изюм, «ракета».
Для «Ракеты» : шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты» :
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, сегодня мне с утра почтальон принес письмо для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим. Страна Почемучек.
Давайте её откроем, что нам прислали?
Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Воспитатель: Что же нам прислали из страны Почемучек?
О. д. : Воздух.
Воспитатель: Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые?
О. д. : Ученые - люди, которые изучают все на свете.
Воспитатель: Где работают ученые?
О. д. : Они работают в лаборатории.
Воспитатель: Что они там делают?
О. д. : Они проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа. Дети, давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.
О. д. : Не мешать друг другу; громко не разговаривать; не перебивать друг друга; внимательно слушать задания.
Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем учеными. Надеваем фартуки и головные уборы. 1,2,3 вокруг себя обернись и в ученых превратись. Мы теперь не девочки и мальчики, а ученые.
Воспитатель: Сегодня нам с вами, предстоит узнать, есть ли воздух вокруг нас. Как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Воспитатель: Дети, я никогда не видала воздух, а вы?
О. д. : Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
О. д. : Воздух прозрачный, он невидим.
Воспитатель: А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?
О. д. : Можно его поймать с помощью пакета.
Опыт №1 «Поймаем воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?
О. д. : Плоский, маленький В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
О. д. : Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
О. д. : В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. (Схема выставляется на магнитной доске).
Воспитатель: В какие предметы можно запереть воздух?
О. д. : Мяч, воздушный шарик, нарукавники, плавательный круг, колесо, надувные матрасы.
Опыт №2 «Воздух занимает место»
Воспитатель: Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая. Хорошо их сомните и поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?
О. д. : Бумага сухая.
Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?
О. д: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?
О. д: Видны пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись?
О. д: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Воспитатель: Проверьте салфетку снова. Какая она теперь?
О. д: Мокрая.
Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила салфетку.
Вывод: Воздух занимает место. (Схема выставляется на магнитной доске).
Опыт №3 «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
О. д. : Нет.
Воспитатель: А это мы можем это сделать с помощью веера.
Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
О. д. : В лицо дует ветерок.
Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
(Схема выставляется на магнитной доске).
Воспитатель: А где работает ветер?
О. д. В пылесосе, в фене, в парашюте, в паруснике, в воздушном шаре.
Воспитатель: Это ветер помощник. Но бывает врагом и разрушителем.
О. д. : «Сильный ветер» или «Ураган».
Воспитатель: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
О. д. : В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.
Опыт №4 «Воздух в человеке»
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
О. д. : Воздухом.
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
О. д. : Воздух.
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
О. д. : Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха. (Схема выставляется на магнитной доске).
Опыт №5 «Воздух не имеет запаха и вкуса»
Воспитатель: Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус?
О. д. : Воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет?
О. д. : Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
О. д. : Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах вещества с разными запахами. Попробуйте определить по запаху, что в них.
О. д. : У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
(Схема выставляется на магнитной доске).
Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» — останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь.
Опыт №6 «Воздух легче воды»
«Дрессированные изюминки»
Воспитатель: Я налью в стакан газированной воды или лимонада, а вы положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.
Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
О. д. : Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Воспитатель: Возьмите попрыгунчики и опустите в воду. Что вы видите?
О. д. : Попрыгунчики пошли ко дну, потому что в них нет воздуха.
Вывод: Воздух легче воды. (Схема выставляется на магнитной доске).
Опыт №7 «Воздух может двигать предметы»
Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчё т: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
О. д. : Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях
Вывод: Воздух может двигать предметы. (Схема выставляется на магнитной доске).
Итог.
Воспитатель: Наши опыты подошли к концу. Что нового мы узнали о воздухе?
О. д. : Воздух везде, он не имеет форму, не имеет цвета, воздух есть в человеке, прозрачный, не имеет запаха, вкуса, можно поймать, воздух двигает предметы.
Воспитатель: А теперь результаты наших опытов мы отправим жителям страны почемучек. Мне очень понравилось, какими вы замечательными были учеными. Будьте и дальше такими же любознательными.
1,2,3 вокруг себя обернись и в девочек и мальчиков превратись. Мы теперь не ученые, а девочки и мальчики.