Наталья Васильевна Фулавкина
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется).
Задачи:
1. Формировать представления о роли воздуха в жизни человека и живых существ.
2. Развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию.
3. Развивать мышление, память, речь, воображение, любознательность.
4. Формировать умение у детей делать выводы в процессе эксперимента.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемый результат.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
1. У детей сформированы представления о воздухе и его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется).
2. Сформированы представления о роли воздуха в жизни человека и живых существ.
3. Развит интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию.
4. Умеют делать выводы в процессе эксперимента.
5. Развиты мыслительные способности: мышление, память, речь, воображение, любознательность.
6. Проявляют бережное отношение к окружающей среде.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД: групповая комната, стулья, столы для опытов, 2 мольберта, магнитофон, атрибуты для сказочного царства, письмо, птица игрушка, корона, плащ, палочка волшебная, фартуки (10, целлофановые пакеты (11, бабочки из бумаги, веера (11, карточки со свойствами воздуха, баночка с апельсином, мыльные пузыри, стаканчики с водой, трубочки, весы, шарики, острая палочка, воздушные цветы из шаров, поднос с картинками солнышко.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Вход в группу. Приветствие друг друга и гостей.
- Все в сборе взрослые и дети.
Мы можем начинать,
Но сначала нужно нам здравствуйте сказать.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
-Молодцы! А теперь все внимание на меня.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает прекрасная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами увидеться и познакомить вас со своим другом. А с кем? Вы узнаете, отгадав загадку.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Правильно.
Воспитатель:- Ну и что же нам делать? (рассуждения детей)
Воспитатель: Но чтобы попасть в это сказочное царство, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса! Закройте глаза. Вместе произнесем волшебное заклинание: повторяйте за мной.
«Добрая фея, нам помоги,
В царство волшебное перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два, три,
Дверь нам в сказку распахни!»
(Воспитатель накидывает плащ и надевает диадему, приготовить атрибуты для царства заранее).
Воспитатель: Здравствуйте, Ребята! Я добрая фея! Как я рада видеть вас в сказочном царстве. Здесь происходит много удивительных чудес!
- Ребята, посмотрите, к нам залетела сказочная птица. Она принесла нам письмо. Что же нам делать с письмом? (ответы)
- Давайте узнаем что там. (читаю про себя)
Какое странное письмо. Жители моей страны озабочены тем, что мой друг воздух куда-то пропал. Но этого не может быть. Они что-то напутали. Дело в том, когда я отправилась к вам на встречу, наказала им беречь воздух. Жители сказочного царства не могут найти моего друга - воздух.
- Что же нам делать? Как нам быть? (рассуждения детей)
Воспитатель: Да, вы правы. Но для того, чтобы узнать, куда он пропал. Вам нужно стать моими помощниками. Согласны?
- Сейчас, я коснусь каждого из вас своей палочкой, вы превратитесь в маленьких волшебников. (Звучит волшебная мелодия)
Воспитатель: Ну вот, теперь вы мои помощники, надевайте волшебные фартуки. Сейчас мы будем совершать настоящие чудеса и докажем жителям сказочной страны, что воздух никуда не пропал. Вы готовы?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое воздух? (ответы детей)
- Воздух - это то чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможная жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.
- А увидеть воздух можно?
Воспитатель: Ребята, но почему же мы его не видим, как вы думаете?
Дети: рассуждают
Воспитатель: Так значит, какого цвета воздух? (бесцветный)
1. Опыт с пакетом.
Воспитатель. А хотите воздух увидеть? (переходим к столу с пакетами).
-Посмотрите перед нами лежат волшебные мешочки. Как вы думаете, как нам проверить есть ли воздух с помощью мешочков?
Возьмите в руки целлофановые пакеты. Что в пакетах?
Дети. ответы.
Воспитатель. Попробуйте поймать воздух. Откройте пакеты, закрутите. Что произошло с пакетами?
- Что в них находится?
Дети. рассуждения.
Воспитатель. Какой он? Вы его видите?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Значит он какой?
Дети. Невидимый.
Воспитатель: Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Почему пакет стал тоненьким? Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель: Поставим на мольберт карточку - «Воздух не имеет цвета он прозрачный»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух может двигаться? (ответы детей)
-Давайте узнаем.
(Подходим к столу. На подносе лежат бумажные бабочки).
2. Опыт с бабочками и веером
Воспитатель: Посмотрите, какие здесь красивые бабочки! Мы с вами волшебники, давайте подуем в них, и посмотрим что произойдёт. (Дуют, бумажные бабочки улетают.)
Воспитатель: Что происходит? (бабочки полетели)
- Как вы думаете, почему бабочки полетели?
Дети: предположения.
Воспитатель: Да, ребята, они улетают благодаря струйке воздуха, идущей изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает фигурки.
- Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? (ответы детей)
-А если бы мы сейчас открыли окна, что бы вы почувствовали? (рассуждения детей)
- Что такое ветер? (предположения детей)
-Ветер - это и есть движение воздуха.
- Какой бывает ветер? (холодный, тёплый, злой, слабый, колючий, сильный)
Где мы можем увидеть движение воздуха? (на прогулке деревья качаются, бегут облака т. д.)
- И так, сделаем вывод: воздух движется- это и есть ветер.
- Воспитатель: Поставим на мольберт карточку- «Воздух движется»
3. Опыт с запахом
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (ответы)
Воспитатель: Давайте, мы это проверим. Вдохните воздух носом…
Что почувствовали? (предположения детей)
-А сейчас закройте глазки и вдохните носом? (взять в руки баночку с апельсином и открыть)
- Что вы почувствовали?
(запах апельсина)
- Какой делаем вывод: воздух запаха не имеет, пахнут только предметы.
Софья поставь на мольберт карточку – «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель:- Хотите поиграть с воздухом? Он приготовил нам забавную игру.
4. Динамическая пауза «Мыльные пузыри»
Давайте возьмём в руки мыло
Осторожно пузыри (намыливают руки)
Ой, какие! Ой, смотри! (ПОДБРАСЫВАЮТ ШАРИКИ, ладошками вверх)
Раздуваются, блестят! (руками надувают шар)
Отрываются, летят! (руки вверх)
Мой со сливу!
Мой с орех!
Мой не лопнул дольше всех (хлопают под веселую мелодию)
- Молодцы, как много у нас получилось мыльных пузырей. Ребята, а что находилось внутри мыльных пузырей? (воздух)
-Лёгкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.
Воспитатель: Вот такой, ребята, воздух – волшебник, как и мы с вами. А зачем мы про него всё узнаём? (дети вспоминают проблему)
5. Опыт: Воздух легче воды
Воспитатель: Ребята, а теперь мы совершим следующее волшебство. Давайте пройдем за стол. Посмотрите, что стоит на столе?
- Здесь стоят стаканчики с чем? (ответы детей)
- Правильно с водой.
- Как вы думаете, что можно сделать со стаканом с водой и этими волшебными трубочками? Как мы узнаем про воздух? (предположения детей)
-Давайте опустим волшебные трубочки в воду и подуем в них.
-Что вы видите? Пузыри …
- Что выходит из воды с пузырьками? (воздух)
- А как он там оказался? Мы выдохнули его.
Воспитатель: Правильно, мы надули их с помощью воздуха, который мы выдыхали.
.Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Какой можно сделать вывод?
Воздух легче воды
Воспитатель: Молодцы, прикрепим на мольберт ещё одну карточку, которая обозначает свойство воздуха «Воздух легче воды».
6 Опыт «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес?
- А хотите проверить? Давайте присядем на стулья.
-С помощью чего мы можем проверить вес воздуха? (ответы детей)
- Посмотрите, какие у меня волшебные весы! С двух сторон я подвесила шары. Что находится внутри шариков? (воздух)
-Что мы можем определить с помощью этих шариков? (рассуждения детей)
-А как нам это сделать?
Посмотрите, как весят шарики? (ровно).
-Шары находятся на одной высоте.
-Попробуем выпустить воздух из одного шарика. Возьмём аккуратно волшебную иголочку и проткнем один из шаров.
- Что произошло? (шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх.)
- Какой можно сделать вывод: шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
- Поставим на мольберт новую карточку-«Воздух имеет вес»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, давайте сделаем глубокий вдох, и затем выдох. Что мы сделали?
Дети: ответы
Воспитатель: Где оказался сейчас воздух? (внутри нас)
Воспитатель: Правильно, воздух внутри нас.
- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа.
- Легко ли дышать людям вблизи мусора, машин, дыма? Почему? (предположения детей)
- Каким воздухом должен дышать человек, чтобы не болеть, быть здоровым? (чистым, свежим)
- Когда воздух чистый, мы его не замечаем, как нам дышится?
- А когда он грязный, задымлённый? (человеку тяжело дышать, он начинает задыхаться.)
- Что нам нужно делать, чтобы воздух оставался чистым, свежим? (не мусорить, не поджигать костры, беречь)
- Да ребята, мы с вами должны воздух беречь!
- Почему же жители страны потеряли воздух? (Не заметили, он прозрачный, невидимый, чистый)
Воспитатель:
Я рада, что в моём царстве такой чистый воздух, что жители сказочной страны даже не замечают его, и решили, что он пропал. Ребята, какие вы молодцы помогли и доказали, что воздух есть везде. Вы хорошие помощники и настоящие волшебники! Теперь вы знаете, что мой лучший друг – воздух, и ваш друг тоже. Он друг всех людей и всего живого на земле.
- Ну а теперь, ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Давайте снимем волшебные фартуки. Чтобы вы помнили о свойствах воздуха, я дарю вам эти карточки. А теперь, закроем глаза. Повторяем волшебные слова и кружимся. (под музыку)
Заклинание: (с закрытыми глазами)
Раз, два, три,
Фея, в садик нас верни! (под мелодию)
(Открывают глаза, воспитатель уже снял накидку).
Заключительная часть (рефлексивный этап)
. Воспитатель. Ребята, я так вас долго ждала. Где вы сегодня побывали? А что за карточки у вас?
- Давайте вспомним, что вы интересного узнали о воздухе. Дети рассказывают о свойствах воздуха, опираясь на схемы. (Воздух прозрачный, невидимый, легче воды; воздух может двигать предметы, не имеет запаха).
Воспитатель. Почему воздух так необходим всему живому на земле? (ответы детей).
-Что бы было, если бы воздух исчез?
– Что нам нужно сделать, чтобы он не исчезал, был всегда чистым? (рассуждения детей)
- Правильно, без воздуха мы не можем жить.
Воспитатель приносит детям поднос, на котором лежат солнышко грустное и веселое.
Воспитатель. Молодцы. Посмотрите на поднос. Какое весёлое и грустное солнышко там лежит. Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко веселое, если нет, то грустное. (Если ребёнок выбрал грустное солнышко, спросить)
- Почему ты взял солнышко грустное?
Сюрпризный момент
- Ребята, а у меня для вас сюрприз от сказочной феи. Фея оставила вам в подарок частички сказочного чистого воздуха. Откройте шкатулку. Вот эти волшебные воздушные цветы.
Воспитатель. Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.