Олеся Коваленко
ООД по познавательному развитию «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Создание условий для развития у детей представлений о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей.
Задачи
Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе : знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предмета-ми и явлениями.
Пополнить словарный запас детей обжигающий, свирепый, пронизывающий.
Определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.
Публикация «ООД по познавательному развитию „Ветер-невидимка“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Научить детей изображать ветер с помощью воздуха, используя элементы ТРИЗа.
Воспитывать понимание значения для человека явлений природы.
Материалы:
Два больших обруча, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Ве-тер добрый, ветер злой»; соломки-трубочки для рисования, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман; таз с водой, клеенка, кораблик с парусом, веера; музыкальное сопровожде-ние.
Ход занятия
Дети входят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Он бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит, Хоть безрукий, но. бывает, Груши с веток обрывает — Так порою он сердит. Только что он был везде, Миг — и нет его нигде!
Дети. Это ветер!
Воспитатель. Почему ветер называют невидимкой?
Дети. Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.
Воспитатель. Какой бывает ветер?
Дети. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.
Воспитатель. Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети. Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
Воспитатель. Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.
Воспитатель. А что умеет делать ветер?
Дети. Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель. Много разных дел умеет делать ветер — и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком — ветер, от которого одни несчастья?
Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой — добрый. Объясня-ют, почему они так
решили. Воспитатель кладет перед собой два обруча и помещает в них портреты ветра.
Воспитатель. Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадать-ся, о каком ветре идет речь — о добром или о злом.
• Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, друго-му — с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют пра-вильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2~ 3 раза.
Воспитатель. У меня есть волшебная палочка-превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка, Игра-превращалочка. Вокруг себя повернитесь И в деревья превра-титесь! Дети «превращаются» в деревья.
Дети и воспитатель (вместе).
Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!
• Имитационная игра «Дерево»
Звучит музыка.
Воспитатель. Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях, (Дети шеве-лят пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны, (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются.
Воспитатель. Знаете ли вы, что такое ветер?
Дети. Это движение воздуха.
Воспитатель. Можно ли создать «искусственный» ветер?
Дети. Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель раздает детям веера.
Воспитатель. Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать
легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. {Де-ти обмахиваются веерами) В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахи-вались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре. Какие электро-приборы в наше, время заменили собой веера?
Дети. Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель. А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой) Какое сейчас море?
Дети. Спокойное.
Воспитатель. Почему вы так решили
Дети. На море нет волн, вода не движется
Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети. Надо подуть на воду
Воспитатель предлагает детям подуть на воду. Образуются «волны».
Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Ко-раблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?
Дети. Потому что нет ветра.
Воспитатель. Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети. Надо, чтобы подул ветер.
Дети дуют на кораблик. Кораблик начинает двигаться.
Воспитатель. Парус - это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Паруса человек придумал давным-давно.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети. Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.
Воспитатель. Это так. На парусных кораблях плавали отважные люди. которые решались рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану ходят большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором. (Внезапно слышится шум ветра.) Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Приглушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? (Ответы детей). А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали (Ответы детей). Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед ними оказывается сундучок.
Воспитатель. Кто же здесь был? Кто мог оставить здесь этот сундучок?
Дети. Ветер, наверное.
Воспитатель. Да в нем что-то есть! Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы вы не только рисовали с его помощью, но и свистели.
Воспитатель дарит детям свистульки.