Елена Пепрова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи :
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Орг. момент:
Воспитатель: Дети давайте посмотрим в окно. Что мы видим? /ответы детей, а что видит Соня?/
Воспитатель: качаются ветви деревьев, бегут облака- это говорит о том, что ветер –это движение воздуха, мы его не видим, но чувствуем. Я вам предлагаю сегодня снова побыть учеными и исследовать воздух. Поставим следующие задачи для нашего исследования.
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха
- воздух есть внутри предметов
- воздух есть внутри людей.
- способен ли воздух двигать предметы.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть наша лаборатория на который мы с вами очень любим работать. Вспомним, что сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим /.Скажи Карен,а ты тоже так считаешь. /
Воспитатель: Если мы его не видим, то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. /опросить трех детей/
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я
научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. /Дети мы с вами ответили на вопрос, что воздух вокруг нас. Ты со мной согласна Ника?/
-Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за ткань)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: -Понравилось вам играть с воздухом?
Дети: Да
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? /Кто мне ответит на этот вопрос. /
Опыт 2. Движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и тд.). Ветер – это движение воздуха.
Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Небольшой ветерок, чувствуем как движется воздух. /Юлдус а ты согласна что это движения воздуха?/
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру «Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим у кого дольше и выше будет летать перышко. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются. /А, Медина мне скажет,почему перышки двигаются?/
Опыт 3. Имеет ли воздух запах?
Воспитатель: - Ребята, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
Воспитатель: - Как мы это можем проверить?
Воспитатель: - Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Дети: нет. Воздух – не имеет запаха.
Воспитатель: - Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
- Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т/ Арсен, скажи мне,воздух имеет запах или нет?/
Воспитатель: А ещё воздухом можно рисовать.
Опыт 4. Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Итог НОД:
Воспитатель: - Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе.
Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим. /Дети все со мной согласны?/
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;/Карем подскажи нам как можно поймать воздух?/
Воздух находится даже внутри людей;/Кто на этот вопрос хочет ответить?/
Ветер – это движение воздуха. /Дети а как нам можно это проверить? /
Дети мы свами не ответили еще на один вопрос. Воздух находится внутри людей?
Ребята, я предлагаю пойти на улицу и мы сможем на прогулке продолжить исследование воздуха. И ответить на этот вопрос, есть ли воздух внутри человека? А помогут нам в этом исследовании мыльные пузыри.
Анализ организации организованной образовательной деятельности
В соответствии с ФГОС дошкольного образования «значительное внимание должно уделяться познавательно – исследовательской деятельности». Данная деятельность подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний. Мною выбрано занятие по формированию представлений о воздухе и его свойствах. Свое занятие я проводила в сентябре по тематики недели «Вот она какая – осень золотая!» В занятии принимали участие группа из 10 человек, 5мальчиков и 5девочек, со средним уровнем познавательной активности и социального развития. Заранее были проведены дополнительные исследование / на прогулке обращали внимание на падавшую листву. / Важность исследований. Благодаря данным практическим опытам, дошкольники удовлетворяют свою любознательность, расширяют запас знаний, меняют собственные представления об окружающем их мире. Для проведения экспериментов создала условия, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию подобрала и изготовила демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде, оснащение занятия техническими средствами обучения. В работе с детьми использовала эксперименты, развивала логическое мышление, задавая вопросы на установление причинно-следственных связей. Построенное таким образом занятие получилось эффективным для открытия нового знания о воздухе. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Целью моей работы является формирование у дошкольников нашей группы учебно-познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно — практической деятельности.
Для достижения результатов были использованы следующие методы
-наглядный метод
-наглядно-практический метод
-позновательно- исследовательский метод
- проблемное обучение (решение проблемных ситуаций; проведение опытов, размышление, выводы);
-здоровьесберегающие технологии (создание комфортной эмоциональной атмосферы, чередование видов деятельности, физминутка, сюрпризы);
В исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия эффективна, динамична. Во время занятия строила с детьми партнёрские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Считаю, что поставленная в начале занятия цель: представлений о воздухе и его свойствах достигнута, задачи выполнены.