Ольга Потехина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нетрадиционного занятия по опытно – экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
Составила воспитатель старшей группы О. А. Потехина
Программное содержание : формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, не имеет формы, не имеет вкуса, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Задачи:
__ развивать интерес к познавательной деятельности и экпериментированию;
__ развивать мышление;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Невидимка воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
__ учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Материалы и оборудование: воздушные шары, стакан с водой, коктельные трубочки, острые палочки, целлофановые пакеты на каждого ребенка, мыльные пузыри, апельсин, карточки – схемы обозначающие свойства воздуха, краски, цветная бумага, салфетки для продуктивной деятельности детей, мнемосхема по стихотворению о воздухе.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и не живая природа»,рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдение на прогулке за ветром, заучивание стихотворений и загадок про воздух, создание мнемосхемы по содержанию стих-я.
Предлагаю детям полить огород на окне. -
Восп. -Ребята, что необходимо для роста растений?
(вода, свет, тепло, воздух) Правильно. Обратите внимание на эти картинки, что на них вы видите? Верно, природу, а что же такое природа? Да, природа – это то, что нас окружает. Ребята, а какой бывает природа? Верно, живая и не живая. Назовите мне то, что относиться к живой природе и обозначьте это с помощью картинок. Молодцы, а теперь подберите картинки с не живой природой. Хорошо, молодцы.
Восп. -Я знаю, что некоторые ребята приготовили интересные загадки, внимательно слушаем и отгадываем.
Настя, Кристина, Никита, Артем. (загадки о воздухе)
Верно, ребята, речь идет о воздухе.
(В дверь раздается стук.)
Восп. –Так, кто же это к нам пожаловал, я сейчас посмотрю.
Залетает Кошечка на воздушных шарах.
Кош--- Помогите! Спасите –спасите, я лечу!
Вос. - Здравствуй, Кошечка, как ты к нам попала?
Кош. - Здравствуйте, ребята! Я гуляла с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес куда-то. и вот я здесь! Ой, как у вас здесь интересно! А что вы делаете? А можно с вами остаться?
Вос. -Ну что, ребята, оставим Кошечку? А о чем мы с вами сейчас говорили? (ответы детей)
Кош. –О воздухе? А что такое воздух? Так –тааак, я что то о нем слышала, но никогда его не видела, может его вовсе нет?
Вос. - Погоди Кошечка, а мы тоже с ним никогда не встречались, но знаем, что он есть, да, ребята? Скажите Кошечке, где воздух? (дети говорят, что он вокруг нас)
Кош. - Ничего я и не вижу, где он! Куда спрятался? (ищет)
Вос. - Эх, ты, Кошечка! Да никуда он не спрятался, ребята, давайте докажем нашей гостье, что воздух есть и он. (вокруг нас).
Я приглашаю всех пройти в мини – лабораторию, чтоб мы смогли провести опыты, как настоящие ученые. (одеваем халаты).
Опыт 1. «Как поймать воздух».
Ловим его в целлофановые пакеты и закручиваем.
Вос. - Что же произошло с пакетами? (они надулись)
Вос. - А почему? (потому что в них воздух)
Вос. – А вы его видите? (нет)
Кош. - Да я уверен, что там нет ничего!
Вос. – Вот не верит, ребята, а как можно проверить, есть ли воздух в пакетах? (проткнуть пакеты)
Вос. - Хорошо, выполняйте. А теперь сжимая пакеты поднесите их к лицу, что вы чувствуете? (подносит к лицу Кошечке)
Кош. – Ая –яй! Я его не вижу, но чувствую.
Вос. – Ну вот, другое дело, а ты не верила. Ребята, какой вывод можно сделать? (воздух не видим)
Ставят карточку – схему на мольберт.
Вос. – Дети, а может быть он имеет форму? (ответы детей)
Ставят карточку – схему на мольберт.
Опыт 2. «Воздух легче вода».
Вос. – А теперь аккуратно пододвинем стаканчики с водой и подуем в трубочку, что же вы видите? (пузырьки выходят из воды)
Кош. – А почему так происходит? (воздух легче чем вода)
Вос. – Правильно, молодцы воздух легче, чем вода, поэтому пузырьки поднимаются на поверхность.
Ставят карточку – схему, что воздух легче воды.
Кош. – Ой –ёй! Я чего то устала, а вы ребята устали? У меня есть для вас сюрприз, давайте поиграем в мыльные пузыри, я буду их пускать, а вы ловите… (поиграли)
Вос. – Дети, а теперь, вернемся в нашу мини –лабораторию, нас ждут новые открытия.
Кош. – А вот мне интересно, имеет ли воздух запах?
Вос-ть. Давайте, ребята проверим. Как? (ответы детей, вывод)
Ставят карточку схему, что не имеет запах.
Вос. А воздух двигается или нет? (ответы)
Кош. –Это как так двигается?
Вос. – А вот так, сейчас Кошечка и дети закроют очень крепко глаза и не будут их открывать, пока я не скажу.
Режу апельсин и спрашиваю:
Вос. - Вы что то чувствуете? (ответы) глаза открывайте, молодцы! Почему вы почувствовали запах? (потому что воздух двигаясь может доносить запахи)
Вос. - Кошечка, вот как ты здесь оказалась?
Кош. – Меня ветер принес.
Вос. – Ребята, а что такое ветер? (движение воздуха) а где мы чаще всего наблюдаем движение воздуха? (на прогулке – качаются деревья, плывут облака, направление дыма)
Вос. - Сегодня мы много говорим о воздухе, о его свойствах, но забыли сказать самое главное, кому необходим воздух? (всему живому).
Предлагаю сделать последний наш эксперимент, закройте рот, пальцами зажмите нос. Почему вы убрали руку? (ответы детей). Чего вам не хватило? (воздуха). Хорошо вам было без воздуха?
Кошечка, ребята выучили интересное стихотворение про воздух. Максим, Егор, Настя читают стих и используют мнемотехнику.
Вос. – Молодцы, ребята! А теперь подведем итог свойства воздуха по нашим карточкам – схемам.
1. воздух не имеет цвета
2. воздух легче воды
3. воздух не имеет формы
4. воздух не имеет запаха
5. воздух движется.
Кош. – Спасибо, вам, ребята за интересные эксперименты! Я теперь самая умная Кошечка на свете!
Вос. – А сейчас ребята попытаются нарисовать с помощью воздуха, возможно у них что то получиться и они подарят тебе на память свои шедевры.
Кош. – Ой, как здорово! А можно и мне попробывать?
Дети и Кошечка рисуют с помощью трубочки и краски.
Дарят ему свои работы Кошечка на память дарит каждому ребенку воздушный шарик.
Вос. –Ребята, вы знаете почему шарики называются воздушными?
(ответы детей)
Спасибо, тебе Кошечка! Приходи к нам в гости еще, нам было интересно с тобой! Кошечка прощается и уходит.