екатерина куликова
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух невидимка»
Програмное содержание:
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, веера, стаканчики с мыльным цветным раствором, белые листы, фартуки, шапочки.
Ход
Организационная часть:
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь я хочу загадать вам загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый но все же
Без него мы жить не сможем
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать.
Снами рядом каждый раз,
Но не видим он для нас!
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно это воздух. Он окружает нас повсюду и дома и в группе и на улице. А для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Правильно. Воздух необходим всему живому: человеку, животным, птицам, рыбам и даже растениям. Ребята скажите, а мы можем видеть воздух.
Дети: Нет
Воспитатель: А я вам покажу, каким образом мы можем увидеть воздух. Для этого нам нужно нужно отправиться в лабораторию, это такое место где ученые проводят свои опыты. Мы сегодня с вами станем такими учеными, для этого нам нужно одеть фартуки и шапочки. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, слушать меня внимательно и не перебивать друг друга.
(Дети надевают фартуки и шапочки)
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, проходите в лабораторию и занимайте свои места.
Опыт 1. «Есть ли воздух в стаканчике»
У каждого из вас на столе стакан с водой и маленькая трубочка. Вам нужно опустить трубочку в воду и подуть в нее. Что вы видите?
Дети : Пузырики
Воспитатель: Эти пузырики и есть воздух. Воздух легче воды и поэтому когда мы выдыхаем воздух который внутри нас он выходит в виде пузыриков на верх. Имеют ли они цвет?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит какой вывод мы можем сделать?
Дети: Что воздух прозрачный и бесцветен.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на меня. У меня в руках груша. Как вы думаете в ней есть воздух? (Ответы детей) Сейчас мы узнаем кто прав. (Педагог опускает в стакан с водой резиновую грушу, затем сжимает ее в руке и обращает внимание детей на поднимающиеся вверх пузырики, объясняя, что это выходит воздух). Увидели вы воздух?
Дети: Да.
Опыт 2. «Поймай воздух»
Ребята, а сейчас мы будем ловить воздух. Возьмите пакет. Что в нем?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и завязываем его. Воздух занял все место в пакете. А теперь откройте пакет и выпустите воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Опыт 3. «Движение предмета»
Воспитатель: А сейчас мы докажем, что с помощью воздуха мы можем двигать предмет. Сейчас опустите в стакан с водой камушек и подуйте в трубочку. Что происходит? (Ответы детей)
Дети: Камушек двигается.
Воспитатель: А с помощью чего он двигается?
Дети: С помощью пузыриков в которых есть воздух.
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а какие пузыри вы любите пускать?
Дети: Мыльные!
Физкультминутка
(Дети под музыку пускают мыльные пузыри)
Воспитатель: Мы немного отдохнули и я вам снова предлагаю пройти в лабораторию и узнать можно ли ощутить воздух кожей.
Опыт 4. «Движение воздуха»
Воспитатель: Ребята прикоснитесь к столу. Вы его ощущаете?
Дети: Да
Воспитатель: Отсюда сделаем вывод, что все видимые предметы можно ощутить руками, увидеть глазами, поднять, уронить. А сейчас попробуйте взять в руки воздух, опустить его, поднимите, бросьте. Был ли воздух у вас в руках?
Дети: Да.
Воспитатель: Но мы его не ощущали. Однако воздух можно почувствовать кожей лица, рук, если мы проведем опыт. У вас на столе веер. Возьмите его и помашите около своего лица. Ощущаете ветерок?
Дети: Да.
Воспитатель: Этот ветерок и есть воздух. А сейчас я вам предлагаю решить логическую задачку «Кто унес рубашку?»
«Мама постирала Пете рубашку и повесила ее сушить на улице, на веревке. На улице был сильный ветер. Через час мама пришла снять рубашку, но на веревке ее не было. Она стала искать рубашку и нашла ее далеко от веревки на земле». Ребята кто же снял рубашку и унес далеко.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно. Потому что сильный ветер может перемещать предметы.
А знаете, ребята, с помощью воздуха еще можно рисовать. Для рисования нам потребуется мыльная разноцветная вода, трубочки и альбомные листы. Берем трубочку и начинаем дуть в нее пока не образуется пена, затем берем альбомный лист и прикладываем его к мыльной пене. У нас получаются вот такие разноцветные мыльные пузыри. Наши рисунки мы покажем нашим мамам и папам и расскажем какие опыты мы проводили.
Заключительная часть.
А сейчас наша лаборатория закрывается. Что мы свами узнали о воздухе? (Ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Вы сегодня были все молодцы, снимайте фартуки и шапочки и поиграйте шариками.
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Опыт 5. С апельсином и чесноком
Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.