Дарья Астахова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем смурфикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад №17 "Журавлик"
Конспект НОД
по познавательному развитию
«Поможем смурфикам»
Воспитатель Астахова Дарья Александровна
Цель: Систематизировать представления детей о свойствах дерева и металла через организацию совместной исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Поможем смурфикам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: шероховатый - гладкий, теплый - холодный, хрупкий- прочный мягкий -твердый, легкий – тяжелый, тонет- не тонет, магнитится.
Содействовать формированию желания изучать свойства материалов опытным путем.
Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, способность сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать познавательный интерес к элементарному экспериментированию.
Воспитывать у детей стремление узнавать новое. Воспитывать чувства сопереживания, желание оказать помощь.
Закрепить правила обращения с горячими предметами. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Словарь:
Активный: сообщение, свойства, металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий, звонкий, глухой, магнитится, исследователи, смурфики, Смурфетта, важнее
Пассивный: шероховатый, теплопроводность, лаборатория.
Материалы и оборудование:
Презентации, металлические пластины, деревянные бруски, гвозди, спички, металлический и деревянный шпатель, ёмкости с водой, монетки и деревянные фишки, металлические ложки, деревянные ложки, ёмкость с горячей водой, мелкие металлические и деревянные предметы, магнит, цифровое обозначение лабораторий.
Ход НОД.
- Здравствуйте ребята, мы с вами уже знакомились. Я очень рада вас видеть. Напомню, что меня зовут Дарья Александровна.
(Звук входящего сообщения, на экране электронное письмо).
- Ребята, нам на электронную почту пришло сообщение, можно я его прочитаю!
- Это письмо написала Смурфетта, я давно дружу со смурфиками, они добрые, весёлые. А вы смотрели этот мультфильм?
- Что - то случилось в Смурфидоле. Вот сообщение, только оно пострадало при передаче, и некоторые слова заменились картинками. Вы поможете мне его прочитать!
(На экране текст «письма, где некоторые слова заменены картинками)
«Здравствуйте Дарья Александровна, пишет вам Смурфетта. В нашей деревне произошла беда. Силач и Дровосек поссорились, выясняя какой из материалов важнее. Силач говорит, что металл, а Дровосек - дерево. Такой переполох устроили. Папа Смурф и Благоразумник ушли чинить мост и нам некому помочь.
Помогите, пожалуйста, разрешить их спор»
- Вот такая неприятность произошла в Смурфидоле. Поможем смурфикам разобраться, что важнее: металл или дерево?
-А для этого я предлагаю вам стать исследователями. Исследователи умные, любознательные. В лабораториях они изучают различные вещества, материалы и явления природы.
-Всё, что мы узнаем о дереве и металле называется свойствами. А для того, чтобы о них узнали смурфики, я предлагаю заполнять таблицу, в которой мы будем отмечать эти свойства с помощью картинок. Каждому из вас я прикреплю вот такую эмблему исследователя.
(Прикрепляю к одежде каждого ребёнка эмблему)
-У нас с вами тоже есть такая лаборатория, пройдёмте в неё.
- У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Как узнать какая металлическая пластина на ощупь: гладкая или шероховатая?
- Конечно же, провести пальцами по пластине.
-Что можно сказать? Металл гладкий.
-А деревянный брусок?
- Конечно, брусок шероховатый.
-Отметим в нашей таблице. Гладкий - прямая линия, поместим её в столбик к Силачу, шероховатый – извилистая линия, к какому герою?
- А сейчас приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
-Что вы чувствуете? (пластина – холодная, брусок - теплый)
-Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево - теплое).
Отмечаем в таблице?
-Ребята, как вы думаете, что мягче: дерево или металл?
-Давайте исследуем. Попробуйте провести с силой уголком деревянного бруска по металлической пластине и наоборот. На каком из предметов остался след?
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твёрдый).
-Отметим в таблице вот такими картинками: камень означает твердость, помещаем эту картинку в столбике Силача, а ватка, которая означает мягкость в столбике Дровосека.
-Ребята, а когда про предмет говорят, что он прочный?
-Конечно, когда его нельзя сломать, разбить. Пододвиньте к себе тарелочки. Что в них лежит? Как узнать, что же прочнее: спичка или гвоздик? Давайте проверим.
-Что же можно сказать о металле? А о дереве? Какие картинки подойдут, чтобы отметить эти свойства в таблице?
-Какие вы молодцы, настоящие исследователи. Вам нравится исследовать металлические и деревянные предметы? А сейчас давайте устроим перерыв.
-Посмотрите, что у меня есть? Конечно же, это ложки! А из чего они сделаны?
- А давайте мы с ними поиграем и проверим кто из вас самый внимательный. -Девочки будут играть на деревянных ложках, а мальчики на металлических. Я буду показывать действия, а вы выполнять
- Молодцы ребята все справились с заданием. Но у меня возник вопрос, какие из ложек звучат звонче?
- Какой из этого можно сделать вывод. Металл звучит как?
- А дерево?
- Отметим эти свойства в таблице с помощью картинок.
- Пройдемте во вторую лабораторию.
- Если я вам скажу слово тяжелый, какое слово вы назовете наоборот?
- А давайте, мы определим, что же тяжелее: дерево или металл, а что легче. Вы как думаете?
- Смотрите, у меня есть монета. Из какого она материала? А фишка?
- Взвесим металлическую монетку и деревянную фишку и определим, что тяжелее. Какой делаем вывод?
- Правильно, отметим это в нашей таблице.
- Ребята, как вы думаете, плавают или тонут дерево и металл?
- Проверим. Опустите в воду металлическую монету, что с ней случилось?
- Теперь деревянную монету.
- Какой делаем вывод?
Отмечаем в таблице вот такими картинками.
- Посмотрите, у меня есть два шпателя, из каких они материалов?
- А как вы думаете, если их опустить в горячую воду, что произойдет?
- Можно, ребята, я проведу этот опыт? Опускаем шпатели, немного подождем. Что вы чувствуете?
- Это свойство называется теплопроводимость. Давайте повторим это новое слово вместе.
- Молодцы. Как можно это отметить в нашей таблице?
- Красный цвет, что будет означать?
- А синий?
- Пройдемте в лабораторию номер три. Ребята, я случайно рассыпала маленькие деревянные и металлические предметы, как же нам быстро их отделить?
- Может нам помогут предметы, которые лежат на столе в нашей лаборатории? Какие предметы могут нам помочь? (магнит, ложка, пинцет)
- Конечно, можно ложкой и пинцетом, но, это же долго. А как быстро можно отделить?
- Правильно магнитом, давайте разберем предметы. Эти скрепки металлические, а точнее железные. Они магнитятся. А дерево? Не магнитится.
- Отмечаем в таблице.
- Ребята, какие же вы хорошие исследователи! Давайте проверим, правильно ли мы заполнили таблицу.
(Рассматривая картинки, вспоминаем свойства).
А что же мы можем сказать Смурфетте, что важнее: дерево или металл?
- Теперь надо отправить эту таблицу Смурфетте, пусть она ее покажет Силачу и Дровосеку, чтобы они больше не ссорились.
(Таблица отправляется «электронным письмом».)
Ну что ж, ребята, вы большие молодцы. Вам понравилось быть исследователями? Какой опыт был самым интересным? А какой самым трудным. Смурфетта просит вам сказать «спасибо» и передать вот такие «сердечки».