Юлия Федотова
Конспект НОД по «Познавательному развитию» в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по «Познавательному развитию» в старшей группе «Удивительная соль»
Тема: «Удивительная соль»
Вид НОД : занятие
Цель: Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов.
Задачи:
Образовательные.
1. Закрепить с детьми знания о свойствах соли (белая, без ярко выраженного запаха, в холодной воде не растворяется).
Публикация «Конспект НОД по „Познавательному развитию“ в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
Развивающие. 1. Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.
2. Содействовать формированию необходимых мер безопасности и защиты при проведении эксперимента и уметь использовать эти знания.
Воспитательные. 1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Предварительня работа: Беседа о соли, ее роли в жизни человека, закрепить понятие лаборатория,тренироваться завязывать друг другу фартуки, работа с пипеткой, лупой. Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русские народные сказки «Соль», «Соль дороже золота» Наблюдение «Как мама использует соль?».
Словарная работа: кристаллики, растворяется.
Форма: подгрупповая
Оборудование: фартуки для детей; письмо,посылка, презентация «Удивительная соль»; материалы для проведения экспериментов: стаканчики (по количеству детей, вода, соль поваренная,, яйцо сырое 2 шт., цветная соль, тарелочки (по количеству детей) ,пипетки (по количеству детей, лупы (по количеству детей).
Методы и приемы: словесные (беседа, наглядные, практические (игра, игровые, проблемные, вопросы.
Орг. Момент. (4 мин) :
Введение в игровую ситуацию.
(Дети стоят вместе с воспитателем на ковре в группе)
Воспитатель:
Здравствуйте, друзья!
Рада встрече с вами я!
Скорее за руки возьмемся,
В круг быстрее соберемся.
(Дети становятся в круг)Стук в дверь
Почтальон: Это ул Солнечная 10 д. сад №2
Дети: Да
Почтальон: Группа «Пчелки»
Дети: Да
Почтальон: Это посылка вам
Воспитатель: Интересно давайте посмотрим кто нам прислал посылку.
Воспитатель: Дети это посылка от Кронтика
Воспитатель: Ребята а вы хотели бы узнать, что же там может быть.
Дети: Да
Воспитатель открывает посылку, достаёт письмо от Кронтика. Читает
Письмо: Дорогие ребята! Сегодня я отправился отдыхать на море. Но, о чудо! всё вокруг очень необычное. Весь берег усыпан белым песком. Из воды выступали белые кристаллы. Ребята, пожалуйста помогите мне узнать про эти белые кристаллики. В посылке отправляю кристаллики для дальнейшего изучения. О своих результатах исследований напишите в письме. Желаю удачи. До скорого свидания. Ваш Кронтик.
Основная часть (16 мин)
Воспитатель. Дети, я предлагаю вам отправиться со мной в лабораторию чудес, чтобы познакомиться со свойствами соли?
Ну что ж готовы работать в лаборатории и узнать много нового о соли?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Чтобы стать работниками лаборатории, нам нужно одеть специальную одежду. Осторожно проходим к своему месту аккуратно берем фартук со стульчика и одеваем (одеваем фартуки).
Присаживайтесь за наши рабочие места, за столы.
Презентация «Удивительная соль»
(Смотрим слайд № 1). Кристаллы разные по размеру, поэтому внешний вид соли бывает разный: крупная, мелкая (слайд № 2).
Где добывают соль? У нас в России соль добывают на озере Баскунчак (слайды № 3, 4, 5).
Соль важна для организма человека.
Д/и «Полезно – вредно»
• Соль – это вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
• Соль – полезное ископаемое, которое использует человек.
В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. (№ 8,9)
Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека. (№ 10)
Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. (№11)
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. (слайд №12, 13)
Вода в этом озере очень соленая. Она даже держит тело на поверхности воды (слайд № 14).
Физминутка.
Вечер тёмный в небе синем (Дети встают около столов)
Звёзды синие зажёг (встают на носочки, потягиваются)
Ветви сыплют синий иней (потряхивают руками,
На дорожки и лужок (потихоньку садятся)
Воспитатель: Сейчас я, вам напомню правила безопасности при работе с солью.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза
Звучит спокойная музыка
Воспитатель: Перед Вами тарелочки с солью. Вы хотели бы исследовать ее?
Дети: Да
Воспитатель: Как определить вкус соли?
Дети: Попробовать
Воспитатель: Дети давайте попробуем на вкус, какая соль?
Возьмите ватную палочку и обмакните чуть чуть в соль.
Дети: соленая
Воспитатель: Правильно, соленая
Воспитатель: Ребята как вы думаете есть ли запах у соли? Давайте понюхаем?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Где люди используют соль?
Дети :ее используют для приготовления пищи
Воспитатель: Ребята как вы думаете, каким свойством может обладать соль?
Дети: Рассыпаться.
Воспитатель: Соль сыпучая
Воспитатель: Ребята как называется предмет который лежит у вас на столе. (на столе лежит лупа)
Дети: Лупа
Воспитатель: Посмотрите через увеличительное стекло. Возьмите в правую руку лупу и посмотрите через нее на соль. На что похожа соль?
Дети: Похожа на зернышки.
Воспитатель: Молодцы, а правильно их называют кристаллики.
1. Аккуратно в тарелочку с солью налить немного воды пипеткой.
(Дети берут воду из стаканчика пипеткой в тарелочку).
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста и скажите куда делась вода?
Дети: Она впиталась,
Воспитатель: Правильно, значит она впиталась, уютно устроилась между зернышками.
2. Попробуем налить много воды и размешать. (Дети наливают больше воды.)
А сейчас что произошло?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Правильно значит соль растворяется.
Воспитатель: Подумайте какой можно сделать вывод?
Дети: Когда много воды соль растворяется
Воспитатель: Подойдите все к столу пожалуйста. Сейчас мы с вами проведем опыт «Плавающее яйцо».
Для проведения опыта нам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Воспитатель Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой Посмотрите внимательно что случилось с яйцом? Дети: Яйцо опустилось на дно стакана. Воспитатель растворим в воде несколько ложек соли. Костя А поможет мне положить в стакан 3 ложки соли.
Воспитатель: Опустим яйцо в стакан с солёной водой. а теперь как вы думаете что случится с яйцом? Дети: яйцо не утонет Воспитатель: яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В озере Баскунчак вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам провести такой эксперимент. Давайте насыплем в стаканчик 1 чайную ложечку соли, нальем немножко воды. И посмотрим,что произойдет с водой завтра (вода испарится)
Воспитатель :А может кто-то уже может заранее сказать,что произойдет с водой. ?
Дети: вода испарится
Рефлексия (3 мин)
Воспитатель
Настроение прекрасное –
Не хочется скучать.
Я солёные картинки
Предлагаю вам нарисовать!
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Воспитатель: А как вы думаете можно ли рисовать с помощью соли на подносе?
Дети: Можно. Воспитатель: Сейчас вы попробуете нарисовать морской пейзаж с помощью соли и пальцев
Рисование солью «Морской пейзаж»
(Звучит музыка воспитатель подходит дает советы, следит за осанкой обращает внимание на аккуратность)
Дети рисуют на подносе солью, музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы замечательно справились с этим делом какие красивые морские пейзажи у вас получились. Вечером, когда за вами прейдут родители вы им покажите какие красивые пейзажи вы нарисовали.
Заключительная часть (5 мин)
Воспитатель задает детям вопросы на закрепление материала:
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы сегодня работали в лаборатории, особенно Соня.
- Что за кристаллики прислал нам в посылке Кронтик?
- Соль
- Какая Соль по цвету?
- Соль белая
- Какая соль на вкус?
- Соленая
- Чем пахнет соль?
- Соль не имеет запаха.
- Что произойдет с солью если насыплем ее в стакан с водой?
- Соль растворится в воде
- Какая будет соль на вкус?
- Соленая
- Что произойдет с предметом если его поместили в соленую воду?
- предмет не утонет, а будет плавать.
-Скажите а можно ли человеку есть много соли?
- Много соли есть нельзя это опасно для здоровья.
- послушайте, какое письмо- ответ у нас получился для Кронтика. Я думаю он будет доволен результатом наших исследований.
(Выводы оформляются в виде схем для Кронтика)