Марина Трамбовецкая
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Песок и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
- развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
- расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
- стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе „Песок и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Закрепление правил безопасности работы с песком; формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию, воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: Емкости с сухим и с мокрым песком, проектор. стаканы, ведерки с песком, совочки, подносы, формочки, вода, камни, листы белой бумаги, лупа. микроскоп. халаты, шапочки, ложки, цветной песок, клей, кисточка, иллюстрации, презентация, банки с песком.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
- Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. Я предлагаю вам стать исследователями. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
- Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.
(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку, старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
(Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.)
Воспитатель:
- Правильно. Это песок.
- А что такое песок? (песок – это полезное ископаемое.)
Воспитатель:
- Мы будем исследовать песок, познакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
- Что такое лаборатория? (специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.)
- Мы сейчас отправимся в лабораторию для того чтоб исследовать песок,
ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование.
-Какое оборудование находится у вас на столах? (дети перечисляют оборудование)
- Где в природе можно встретить песок?
- Какой бывает песок?
- Где его используют люди (ответы детей)
Воспитатель:
- Посмотрите на экран. (Показ презентации про песок.)
Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком. Песок создан природой.
№1 «Откуда берётся песок»
- Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№ 2. Лупа, на ощупь.
Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.
Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).
Дети: Микроскоп.
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!
Экран (фото).
№ 3. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
№4. Песчаный конус.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно вместе падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте возникает - сплыв; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок может двигаться.
3. Физкультурная минутка.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Начинается разминка
Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
№5. Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
№6. «Почему не получился куличик».
Цель: ознакомление со свойствами песка : песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный : не сыпучий, из него можно построить куличики.
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
Воспитатель:
- Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. Ребята, вспомните, где можно его встретить? А где его можно применить? (Варианты ответов детей).
Правильно. Его применяют в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр.
- А как вы думаете, песком можно рисовать? (ответы детей)
4. Продуктивная деятельность. Рисование песком
- Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины. Я приготовила для вас цветной песок и картинки.
Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» свои рисунки. Затем подберите нужного цвета песок и насыпьте его на рисунок. Возьмите свои рисунки и стряхните лишний песок на этот разнос. Понравились ли вам ваши картины?
- Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
5. Итог:
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
С каким природным материалом мы познакомились. Что узнали о песке?
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого.