Папки-передвижки

«Такая разная вода». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования

Ольга Куликова
«Такая разная вода». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования, старшая группа

Тема: "Такая разная вода"

Автор: Куликова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ ДС №35 "Василек",

г. Смоленск.

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность, воспитание в детях бережного отношения к живой и неживой природе, к водным ресурсам.

Задачи:

- обучить детей различать состояния воды;

Публикация «„Такая разная вода“, Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования» размещена в разделах

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.

Обогащение словаря:

Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая, пар, круговорот.

Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы, воздушные шарики.

ТСО: ноутбук, видеосюжеты из мультфильма «Мойдодыр», видеосюжеты об использовании воды в быту и на различных производствах, аудиозапись «Звуки воды».

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для детей, томов "Экология" и "География" (Аванта+, заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющнина.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:

1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук?

Ответы детей: это звук воды.

2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

(Воды) (Ответы детей).

Воспитатель: А давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? (Просмотр видеосюжета № 1 из мультфильма «Мойдодыр», видеосюжетов об использовании воды в быту и на различных производствах).

Воспитатель: Такие мальчики попадаются и среди нас. (Достаю куклу-перчатку Мальчика, чумазую и грязную, и говорю другим голосом).

Мальчик – грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем.

Воспитатель: Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Ребята, давайте посмотрим сюжет из мультфильма.

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр» (Рано утром на расвете).

Воспитатель: Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.

Мальчик - грязнуля: Да я все понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и чистым.

Воспитатель: Ты умывайся, а мы пока поиграем.

Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.

(Я "помогаю" мальчику-грязнуле умыться, вытираю салфеткой лицо и руки куклы. Появляется чистый «Грязнуля, улыбается).

Воспитатель: Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи?

(Ответы детей).

Сейчас мы пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.

Правила:

1. Работать нужно аккуратно, не разбрызгивая воду.

2. Насыпать что-либо в воду нужно понемногу.

3. Размешивать содержимое стаканов нужно специальной ложечкой или палочкой.

4. Запрещено нюхать или пробовать неизвестную жидкость в стакане. При необходимости определить запах содержимого, нюхать нужно поток воздуха, нагнетаемый ладонью. (Показываю детям как это делать)

5. Внимательно слушать указания воспитателя при выполнении опытов!

Дети, надевая фартуки, читают стихотворение:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус : в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт №2 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

Опыт №3 «Вода - хороший растворитель»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.

А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет. Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде.

Вывод детей: вода растворяет некоторые вещества.

Воспитатель: Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.

Опыт №4 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы или в воздушные шарики. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если налить воду в шарик, то можно изменить его форму самостоятельно, движениями рук. Имеет ли вода формы?

Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

Физкультминутка «Синяя вода».

Синяя вода,

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками)

Опыт №5 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Мороз сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Вывод детей: лед – твердая вода.

Воспитатель: А где еще мы с вами можем видеть лед? ( Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах)

Опыт №6 «Газообразная вода - пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Опыт №7 «Круговорот воды в природе»

Цель: Подвести детей к пониманию взаимосвязи трех состояний воды, о возможности перехода из одного состояния в другое.

Ребята, в самом начале занятия я положила несколько кусочков льда в эту тарелочку. Смотрите, что произошло с ним за это время? ( Ответы детей: он растаял). Твердая воды превратилась в жидкую воду. А теперь мы нагреем воду, получившуюся из растаявшего льда. Что происходит, видите? Выделяется пар. Если мы накроем стакан с горячей водой стеклом, то на стекле образуются капельки. Мы уже видели этот процесс. Дети наблюдают. Показываю стекло еще раз. Видите, сначала жидкая вода превратилась в газообразную, или в пар. А потом, осев на стекле, снова получилась жидкая вода. Если мы с вами соберем образовавшиеся капельки в чашку, то мы можем поместить ее в морозилку и жидкая вода станет твердой, или льдом. Как вы видите, вода очень легко переходит из одного состояния в другое и обратно.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Мальчик-грязнуля: Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой!

Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.

Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте : создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.

Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».

1. Налить в стакан воды.

2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

3. Залить формочки цветной водой или в воздушные шарики.

4. Поставить в холодильник.

5. Утром принести в детский сад. (Для украшения территории площадки для прогулок)

Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.

Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Публикации по теме:

«Волшебница Вода» — конспект занятия с элементами экспериментирования по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Волшебница Вода». Конспект занятия с элементами экспериментирования по экологическому воспитанию во второй младшей группе Цель: Обратить.

Конспект дидактической игры-занятия «Такая разная посуда» Дидактическая игра-занятие «Такая разная посуда» Возраст детей – 3-4 года Образовательные цели: • Закрепить и расширить представление детей.

Конспект НОД по экологии «Такая разная кора деревьев» НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В средней группе НА ТЕМУ: "ТАКАЯ РАЗНАЯ КОРА ДЕРЕВЬЕВ" ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением и разнообразием.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Занятие по экспериментированию «Волшебница вода». Цель: познакомить детей с основными свойствами воды Задачи: Образовательные: познакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Морское путешествие» Тема: «Морское путешествие» Цель: Активизация познавательной и речевой активности детей Образовательные задачи: Учить детей анализу и.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема: Транспорт «Самолет построим сами!» Цель: Закрепить.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе П. с:3акрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных, сформировать представления о необходимости ее экономного расходования.

НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка».

Проект для детей средней инвалидной группы по зрению со слабовидящими и тотально слепыми детьми «Вода такая разная!» Как то был задан вопрос детям: «Какая бывает вода?». Дети ответили по-разному: холодная, жидкая. Очень трудно детям, испытывающим проблемы.

Занятие по экологии «Такая разная вода»Занятие по экологии «Такая разная вода» Программное содержание: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Такая разная вода». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования
Опубликовано: 18 сентября 2015 в 20:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Такая разная вода». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Куликова (УИ 368346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД