Татьяна Мирзагалиева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Наш родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема
Цель: Закрепить знания детей о Хабаровском крае.
Программные задачи: Обогащать представления детей о Хабаровском крае и его расположении на карте, его живой и неживой природе, растительном и животном мире: птицах, рыбах, животных, реках, полезных ископаемых. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. Развивать у детей связную речь, внимание, мышление, активизировать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: „Наш родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2015
Материал: Карта Хабаровского края, флаг Хабаровского края, карточки с изображением правил поведения в лесу, кроссворд, слайды с изображением «уникальных» животных, картинки полезных ископаемых, загадки.
Ход занятия
1. Организационный момент «Солнышко». Дети стоят по кругу и передают мяч друг другу со словами:
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит,
Дружбы солнечный привет.
2. Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть края, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. О том, как вы знаете свой край и посвящается наше занятие. У каждого края есть свой символ.
Воспитатель: Ребята, что это за символ? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно – флаг. На нем можно увидеть богатство каждого края. На нашем флаге Хабаровского края три цвета. Какие это цвета? Назовите их. (Предположительные ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Зеленый, белый, голубой. Что они символизируют? (предположительные ответы детей)
Белый цвет – цвет чистоты, мирных намерений наших людей, мирное небо. Голубой цвет – цвет красоты, символизирует, что у нас в крае много рек. Зеленый – цвет радости, он говорит о том, что наш край богат лесами. В нашем крае – тайга.
Воспитатель: Ребята, какую роль в жизни людей играет лес? (предположительные ответы детей)
Лес – легкие земли, чистый воздух, лес – наше богатство, лес – это стройматериалы и т. д.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на карту. Зеленым цветом обозначен лес.
- А почему он так обозначен? (ответы детей).
Листья на деревьях, трава, цветы, все зеленым цветом. Поэтому чтобы легче было ориентироваться на карте, лес обозначили зеленым цветом. Лес нуждается в нашей защите.
- Как человек может защитить природу? (предположительные ответы детей)
4. Воспитатель: Давайте напомним себе, что должен знать каждый человек, приходя в лес. (Дети друг за другом рассказывают стихотворение «Правила поведения в лесу»)
1 ребенок: Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать:
Бегай, прыгай и играй!
Только чур, не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
2 ребенок: Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
3 ребенок: Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
4 ребенок: Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость!
Здесь хозяин дуб и лось!
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
5. Работа в группах
-Какое самое главное правило поведения в лесу для человека?
Каждой группе раздаются карточки с верным изображением и не верным, группа должна выбрать верные ответы.
Например: осторожно обращаться с огнем, обкладывать костер камнями, а уходя из леса – заливать водой и т. д
Воспитатель: Молодцы ребята!
-Чем богаты хвойно-лиственные леса (предположение детей)
Ягодами, грибами, медоносами и лекарственными растениями. Кедр, сосна, лиственница, береза, соседствуют с маньчжурским орехом, ясенем, дикой яблоней, амурским бархатом.
6. Дети отгадывают кроссворд.
Воспитатель: Ребята, вы знаете растительный мир нашего края и я сейчас проверю с помощью кроссворда как вы его знаете.
Вопросы к кроссворду:
Слово-подсказка к этому кроссворду
• Ягодное дерево, которое лианой обвивается вокруг других деревьев (лимонник) по вертикали – ключевое слово
• Ягода, которая растет на болоте круглый год (клюква).
• Дерево из которого делают спички (осина).
• Таежный чеснок (черемша).
• Гриб, который лечит лося (мухомор).
• Корень – жизни (женьшень)
• Кустарник, который зацветет первым ранней весной (багульник)
• Цветок, который первым появляется из- под снега (адонис)
• Растение, которое очень любит медведь (борщевик)
-Кто обитает в наших лесах?
В лесу живут насекомые, звери, птицы. Говоря об обитателях нашей тайги, мы смело можем употреблять выражение – «уникальный». Потому что многие из обитателей тайги не встречаются больше нигде.
- А кто знает таких животных? (ответы детей)
Демонстрация слайдов с изображением «уникальных» животных: амурский тигр, амурский лесной кот, красный волк, пятнистый олень.
Поэтому многих обитателей амурской тайги можно увидеть в зоопарках и зверинцах десятков стран мира.
7. Игра «Угадай-ка»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Я вам буду загадывать загадки про лесных зверей, а вы отгадывать.
Загадки:
• У него в полосках спинка
Хвостик легкий, как пушинка,
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…. (бурундук)
• Моет в речке свою пищу,
Чтоб была она почище,
И потом отправит в рот,
А чистюля тот (енот)
• Эта птица-лесовица
Для нее гроза лисица,
Рысь и волк, сова и филин,
Всем она для пищи мила
Ест же ягоды и почки
В снег ныряет перед ночью (рябчик, тетерев, глухарь)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
• Вот этот случай очень редкий,
На голове растут две ветки (олень)
• Что за зверь, скажите братцы,
Может сам в себя забраться (норка)
8. Физкультминутка «Дрозд»
Дети встают парами и произносят слова, согласовывая с движениями.
Я дрозд и ты дрозд,
У тебя нос и у меня нос
У меня румяные щечки и у тебя румяные щечки.
У меня алые губки и у тебя алые губки,
Я твой друг и ты мой друг и мы друг друга любим!
9. Дети, посмотрите на карту. На карте выделяются причудливо извивающие ленты голубого цвета. Что это (предположительные ответы детей)
Воспитатель: Какие реки Хабаровского края вы знаете? (ответы детей- Амур, Бурея, Амгунь, Уссури, Сунгари).
Воспитатель: Амур –батюшка – величайшая река планеты. Так как протяженность ее 2824 км. Остальные реки, которые вы перечислили впадают в реку Амур.
- Какое значение имеют реки для нашего края? (предположительные ответы детей)
В них живут рыбы, которыми мы питаемся. Каких вы знаете рыб? (осетр, таймень, калуга, ленок, кета, толстолобик, хариус, карась и т. д.)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту и мы увидим на ней не только тайгу, реки, но и горы. Бесценные клады хранятся в толще этих гор. Что это за клады? (предположительные ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, полезные ископаемые. На территории Хабаровского края находятся 40 видов полезных ископаемых.
-как вы думайте, где в быту встречаются полезные ископаемые?
Каменный уголь- отапливаются дома
Золото, платина, серебро- изготовление ювелирных украшений
Строительный камень
Известняк- из которого изготавливают побелку для потолков.
10. Игра «Колечко»
Давайте поиграем в игру «Колечко» и мы вспомним с вами названия ископаемых (Дети встали по кругу и со словами «Кому дать, кому дать, тот и будет отвечать» передают колечко, по окончанию слов, у кого в руках осталось колечко называет полезное ископаемое).
9. Итог занятия
Рыбе - нужна вода, птице – воздух, животному – лес, степь, горы. А охранять и любить природу, значит охранять и любить Родину. Вы дети – наше будущее нашего края, нашей природы, наших богатств. Мы взрослые надеемся, что вы сохраните их и приумножите. Наши ребята знают замечательное стихотворение, я предлагаю вам послушать.
Ну как тебя нам не любить,
За синь озер, за зелень леса!
И разве можно позабыть
Хребтов стремленье в поднебесье!
Создал же Бог такой клочок земли,
И заселил его сполна одним богатством:
Здесь и зверь, и рыба, и воды источник,
И уголь в недра был заложен не напрасно.
Ты славься край, все хорошей и процветай!
И превратишься ты, из земли бренной,
В один из лучших уголков Вселенной!