Нина Чайковская
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ «Путешествие по островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Триз : Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. Формировать умение определять линии развития объекта. Учить пользоваться морфологической таблицей с целью формирования логического мышления. Упражнять в использовании символов для характеристике объекта («символическая аналогия»). Продолжать учить конструировать логический ряд, развивать внимание и восприятие закономерностей, развивать творческое воображение. Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки. Закрепить знания детей о светлых и темных тонах, о геометрических фигурах.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ „Путешествие по островам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, продолжать формирование представлений о порядковом счете, продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Материал и оборудование: магнитная доска, морфологическая таблица, карточки – символы (признаки, геометрические фигуры различных тонов, линейная данетка, набор карточек для морфологической таблицы.
Ход занятия:
Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня. Вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычное занятие, отправимся со мной в увлекательное путешествие на удивительные острова, которые называются: «Рассуждай – ка», «Умей – ка», «Расставляй – ка», «Отвечай – ка»,а искать мы будем сюрприз для вас. Вы готовы? Тогда удачи! В путь!
Первый остров на нашем пути – «Рассуждай – ка».
Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Путешествие по временам года».
Цель. Учить устанавливать причинно - следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.
Составить с детьми подробную морфологическую таблицу.
По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т. п. И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается.
В пустые графы морфологической таблицы дети вставляют те карточки, которые соответствуют поведению или изменению в жизни живых объектов в определенное время года, набор необходимых карточек прилагается.
Подвести итог, что все живые объекты по разному готовятся к определенному время года. Обратили внимание на сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира,а также на влияние окружающей среды на изменения в природе.
А теперь отправимся на следующий остров, мы прибыли на остров «Умей – ка»
Дидактическая игра «Данетка».
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед», «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя», цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.
Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду.
Смотрите конверты, в них фигуры, расскажите о них, что вы знаете, используя признаки объектов.
А путешествие продолжается, нас ждет остров «Расставляй – ка».
Дидактическая игра «Светлее – темнее».
Цель:
Закрепить знания детей о светлых и темных тонах. Закрепить знание детьми геометрических фигур. Закрепить умение детей оперировать понятиями «светлее - темнее». Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.
Ход игры.
Воспитатель располагает на наборном полотне или фланелеграфе ряд геометрических фигур, раскрашенных в разные оттенки одного цвета от самого светлого до самого темного:
круг – ромб – треугольник –квадрат – прямоугольник – овал – трапеция.
Или : на подносах лежат фигуры, все они разного размера. Каждый берет по одной фигуре, а затем строятся от самой маленькой до самой большой. Сравнивание по признакам размер и форма
Физминутка:
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать 1,2,3,4,5.
Я стучу, стучу по елке
Где, же, где же эти пчелки
Стали вдруг все вылетать 1,2,3.4.5.
Вперед! К новым испытаниям! Нас ждет последний остров, «Отвечай – ка».Будьте внимательны! Отвечать нужно быстро и только одним словом «да» или «нет».
• В пустом стакане есть орехи?
• Снег идет летом?
• Понедельник после вторника?
• Суп едят вилкой?
• Кошка боится мышки?
• Ноябрь осенний месяц?
• Дерево выше, чем куст?
• Морковь бывает синяя?
• Мама старше бабушки?
• Берлога медведя на ветке?
Игра «Загадки - отгадки».
1) «Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
(медведь).
2) «Серый, зубастый, по угодьям рыщет. Кого съесть ищет».
(волк).
3) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета».
(заяц).
4) «Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет».
(лиса).
(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку).
- А как можно назвать всех этих животных одним словом?
(дикие животные).
Молодцы! Вы справились с заданиями. Только не понятно, а где же сюрприз?.У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно загадку:
«Ах вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты). А чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперед, 3 направо, 3 вперед и т. д. Показать коробку с сюрпризом.
Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. На этом занятие закончено. Молодцы!