Юлия Демидова
Конспект НООД по познавательному развитию «Озеро — жемчужина Чухломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок»
Чухломского муниципального района Костромской области
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности:
«Озеро - жемчужина Чухломы»
Педагог: Демидова Юлия Николаевна
Возрастная группа детей: старшая группа №7.
Психолого-педагогические задачи:
Темочки:
1. Образовательные задачи: Обобщить, уточнить знаний о природном объекте - Чухломском озере; расширить и закрепить знания детей о природе родного края.
2. Развивающие задачи : Развивать связную речь, память, логическое мышление, любознательность, умение рассуждать, обобщать полученные знания, делать выводы.
3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края, уважение к малой Родине.
Интегрируемые образовательные области: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, здоровье.
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно организованной образовательной деятельности: познавательная.
Предварительная работа: экскурсия к Чухломскому озеру, чтение стихотворений и рассказов местных поэтов и писателей о Чухломском озере, рассматривание фотографий и иллюстраций Чухломского озера, дидактическая игровая деятельность.
Форма работы с детьми: групповая
Ход деятельности
1 часть – вводная
Воспитатель входит с глобусом. Вместе с детьми рассматривают, вращают вокруг оси, изучают.
- Дети, что это такое?
- Глобус.
- А что такое глобус?
- Модель Земли.
Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Что это?
- Вода.
Каким цветом обозначена вода на глобусе?
- Голубым, синим.
Большую часть Земли занимают водоёмы.
Если мы раскрутим глобус, то он окажется синим. Что это значит?
Какие водоёмы вы знаете?
- Океаны, моря, озёра, реки.
А какие водоёмы есть в нашем городе?
- Реки, озёра, пруды, ручьи
Дети, хотите отправиться в путешествие?
А куда мы совершим путешествие, вы узнаете, послушав стихотворение.
Озеро, озеро! Даль голубая.
Ширь необъятная, водный простор,
Мелкие речки, к себе принимая,
Слушаешь рокот их с давних пор.
2 часть – основная
Озеро - главное богатство нашего края. Наш удивительный провинциальный городок расположен на берегу Чухломского озера. Оно образовалось 12- 25 тысяч лет тому назад. Наше озеро - второе по величине в Костромской области. Раньше его глубина достигала до 10 метров, длина- 8,5 километров, ширина- 7,5 километров. Но постепенно озеро высыхало, мелело, зарастало осокой, камышами. Сейчас самая большая глубина- 4,5 -6 метров.
В озеро впадает 14 речек, а вытекает одна – река Вёкса.
Как вы считаете, почему Чухломское озеро называют жемчужиной нашего края?
Самое прекрасное в Чухломе, что во многом определяет её своеобразие – это конечно, озеро. Оно кажется бездонной голубой чашей, его до сих пор величают Чухломским морем.
Чухломское озеро входит в список охраняемых водных объектов.
(Показ фотографий на экране)
На берегах озера находятся знаменитые и неповторимые по своей красоте места. Назовите их.
(Воспитатель показывает на слайдах фотографии городского парка, Свято – Покровского Авраамиева – Городецкого мужского монастыря).
Со стороны города на берегу располагается старинный городской парк. А на правом берегу, продолжая сохранять своё великолепие, восстановленный из руин в начале 90-х годов xx века, возвышается Свято – Покровский Авраамиева – Городецкий мужской монастырь. Левый берег на 2/3превратился в болото, в котором растёт полезная ягода - клюква.
Дети, кто из вас ходил на рыбалку на озеро?
В нашем озере много рыбы.
Предлагаю нам отправиться в подводный мир озера.
Чтение стихотворения воспитателем:
Посмотрим на озеро, и, кажется, в нём нет ни малявок, ни окуней.
Только видна голубая вода,
Но если по глубже в него заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так:
Вот под корягою прячется рак.
Налим под колоду забрался.
А это огромная щука плывёт, как ракета у кручи, подмытой на дне хрящевом.
Лещ отдыхает, стоит как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают ельцы и ерши.
Вода ведь не просто течёт,
Она интересною жизнью живёт!
(По ходу стихотворения воспитатель выставляет иллюстрации водных обитателей и предлагает по описанию выбрать нужную).
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай меня». Вы должны угадать, о каком жителе озера идёт речь.
1. Я чем- то напоминаю ежа - такой же колючий. Я очень живуч. Бросишь меня на лёд – замёрзну, а в тепле оттаю и поплыву.
- Ёрш.
2. Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбёшек и на крупных, если голодна. Могу утащить на дно утёнка или гусёнка. А ещё меня зовут речным санитаром. Я нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоёмы от больных рыб и не даю распространяться болезням.
- Щука.
3. А я очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем всё подряд. Я очень красивый. Меня называют золотым.
- Карась.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже. Солнце жжёт.
Побежим скорее в воду.
Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать, но и меру надо знать!
Побежим скорей назад и продолжим наш рассказ.
О чём была физкультминутка?
Правильно. Красота озера украшает город, радует человека. На берегу озера находится пляж. Это любимое место чухломичей и гостей города.
Летом в тёплую погоду с утра до вечера слышны весёлые голоса отдыхающих.
Что делают люди на озере?
- Отдыхают, загорают, купаются.
Очень важно, чтобы озеро и берег были чистыми. К, сожалению, не всегда так бывает.
Скажите, как люди загрязняют озеро?
Правильно, это очень опасно, когда под водой находят разбитые бутылки, консервные банки, особенно для тех, кто ныряет, ходит босиком по воде.
Запомните! Никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы, не оставляйте его на берегу, так как с берега он легко может попасть в воду. Для растений и рыб, которые живут в озере, это единственный дом, а дом должен быть чистым!
Как ещё люди загрязняют воду озера?
Очень часто можно видеть, как водители моют свои автомобили на озере. В воду попадает бензин, масло. Приятно ли будет купаться в такой воде?
А как будут чувствовать себя рыбы, растения и другие обитатели озера? Многие из них погибнут.
Этого делать нельзя!
3 часть - заключительная
Мы с вами совершили путешествие по Чухломскому озеру. Что нового узнали?
Что мы можем сделать для охраны озера? Не бросать мусор в воду.
Не оставлять мусор на берегу.
Не мыть транспорт у озера.
Дети, хотите нарисовать наше озеро?
Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, краски, цветные карандаши
Дети самостоятельно отражают впечатления о занятии в рисунках.