МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»

Елена Еремина
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка»

Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию

«Зимушка хрустальная»

подготовительная группа

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

воспитатель Еремина Елена Николаевна

(подготовительная группа)

г. Осташков

Конспект НОД (занятие по сообщению новых знаний)

Форма НОД: открытое интегрированное занятие

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию „Зимушка хрустальная“» размещена в разделах

Тема: «Зимушка хрустальная»

подготовительная группа

Программное содержание:

Цель: формирование у детей познавательных интересов.

Обучающие задачи:

продолжать обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, учить детей различать оттенки настроений в живописи, учить детей отвечать на задаваемые вопросы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой); развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки;

Развивающие задачи :

развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи и поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.

Воспитательные задачи:

воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию; продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений; прививать чуткость к поэтическому слову;

Словарная работа:

старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей, лазурь.

Оборудование:

музыкальный центр, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Демонстрационный материал:

аудиозапись музыкального произведения: П. И. Чайковский «Зимние грезы», образцы снежинок, нарисованные нетрадиционным способом (свечой).

Раздаточный материал:

белые листы плотной бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, кисти свечки, салфетки.

Предварительная работа с детьми:

наблюдения за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы; чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.

Предварительная работа воспитателя:

подготовить к занятию видео презентацию, необходимые атрибуты, раздаточный материал.

Индивидуальная работа:

заучивание наизусть стихотворений, пословиц о зиме (Соня Морозова, Милана Кудрявкина, Богдан Барулин, Степа Букатка).

Структура НОД:

1. Вводная часть.

• вопросы о зиме

2. Основная часть.

• беседа о старинных названиях зимних месяцев

• игра «Зимние приметы»

• называние детьми пословиц о зиме

• смысловой разбор пословиц

• физкультминутка

• знакомство детей с картинами русских художников

• обсуждение картин, их сравнение

• игра «Добавь родственное слово по смыслу»

• продуктивная деятельность

3. Заключительная часть.

• анализ занятия

• подведение итогов

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей

(на доске 1 слайд)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано (2 слайд).

Воспитатель: А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег (3 слайд).

Воспитатель: А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку (4 слайд).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игу «Зимние приметы», я буду зачитывать приметы, а вы должны назвать к какой погоде эта примета.

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель: Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом …

Дети: Значит, ясно будет днем (5 слайд)

Воспитатель: Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга …

Дети: Жди метели (6 слайд).

Воспитатель: Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения …

Дети: Ждите потепления (7 слайд)

Воспитатель: Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно …

Дети: Будет ясно и морозно (8 слайд).

Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?

Дети: Береги нос в большой мороз.

Сугроб да вьюга – два друга.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега – лето без хлеба.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимою вьюга – летом ненастье.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель: Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем похожи эти картины?

Дети: Пейзаж, зима, деревья.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: Время суток, цвета и др.

Воспитатель: Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?

Дети: От окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения.

Воспитатель: А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как, и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

Воспитатель: А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?

(9 слайд)

Воспитатель: Какая она?

Дети: Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.).

Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей).

Воспитатель: А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (10 слайд)

Дети: Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.

Воспитатель: Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

Воспитатель: Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?

Дети: Снег, мороз, лёд, вьюга и др.

Воспитатель: Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.

Воспитатель: Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».

- Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… снег.

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается … снежок.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик.

Рядом- снежная фигурка –

Это девочка… Снегурка.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил… снег.

Воспитатель: Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали?

Дети: Снеговик, Снегурочка, снегири и т. д.

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?

Дети: Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.

Воспитатель: На что похожи снежинки?

Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.

Посмотри, как блестит,

Под ногами хрустит.

Беленький снежок, лёгкий, как пушок.

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел.

А потом на землю пал,

До весны там пролежал.

Воспитатель: Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?

Дети: Потому, что ломаются лучики снежинок.

Воспитатель: Предлагаю нарисовать снежинки необычным способом - свечой, а потом покрыть лист акварелью и вы увидите, как произойдет волшебство

(11 слайд).

Проходите к столам. Посмотрите, как я это делаю.

Воспитатель: - Сначала найду середину на листе бумаги и обозначу ее точкой.

Теперь отступлю немного вверх от середины и проведу через середину сверху вниз прямую линию.

Теперь от верхнего правого угла к нижнему левому углу через середину проведу прямую линию.

Затем от верхнего левого угла через середину к нижнему правому углу проведу прямую линию.

А вот теперь затонирую весь лист акварельной краской голубого цвета. Для этого я возьму кисть в правую руку. Обмакну ее в стакан с водой и лишнюю воду с ворса сниму об край стакана. Сейчас наберу на ворс краску голубого цвета и всем

ворсом кисти слева направо тонирую лист. У меня проявилась нарисованная свечой снежинка. Настоящее волшебство!

А теперь вы, волшебники, фантазируйте и рисуйте!

Продуктивная деятельность (звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте посмотрим, какие у вас получились красивые снежинки. Молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками. У вас получился целый снегопад!

Воспитатель: Ребята, расскажите, чему вы сегодня учились? Что нового вы узнали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Всем спасибо. Не забудьте прибраться на столе, чтобы в группе было чисто и уютно.

Публикации по теме:

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес». Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимушка-зима» в средней группе Алия Батырова Занятие на тему:" Зимушка-Зима" в средней возрастной группе. Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи «Семья» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет). Время использования: при изучении лексической.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Зимушка – зима» Цель: обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах;.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости Зимушка пришла»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости Зимушка пришла» Цель: Дать детям представление о зиме, о ее природных явлениях. Активизировать детский словарный запас на тему «Зима». Развивать воображение.

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно.

Конспект по развитию речи на прогулке во второй младшей группе «Зимушка зима» Автор: Ульчиц О. В. воспитатель ОДО ГБОУ школы №202 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Цель: Закрепить знания детей о зиме, явлениях природы,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»[/b] Образовательные цели: Активизация предметного, глагольного.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка, зима!» Занятие по развитию речи «Зимушка, зима!» Автор: Шехоркина Екатерина Александровна, воспитатель МДОУ № 94 «Вишенка» Описание материала:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 18:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Еремина (УИ 447538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД