Елена Еремина
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию «Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Улыбка»
Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию
«Зимушка хрустальная»
подготовительная группа
МБДОУ д/с №1 «Улыбка»
воспитатель Еремина Елена Николаевна
(подготовительная группа)
г. Осташков
Конспект НОД (занятие по сообщению новых знаний)
Форма НОД: открытое интегрированное занятие
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и познавательному развитию „Зимушка хрустальная“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема: «Зимушка хрустальная»
подготовительная группа
Программное содержание:
Цель: формирование у детей познавательных интересов.
Обучающие задачи:
продолжать обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, учить детей различать оттенки настроений в живописи, учить детей отвечать на задаваемые вопросы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой); развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки;
развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи и поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Воспитательные задачи:
воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию; продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений; прививать чуткость к поэтическому слову;
Словарная работа:
старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей, лазурь.
Оборудование:
музыкальный центр, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Демонстрационный материал:
аудиозапись музыкального произведения: П. И. Чайковский «Зимние грезы», образцы снежинок, нарисованные нетрадиционным способом (свечой).
Раздаточный материал:
белые листы плотной бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, кисти свечки, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
наблюдения за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы; чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов.
Предварительная работа воспитателя:
подготовить к занятию видео презентацию, необходимые атрибуты, раздаточный материал.
Индивидуальная работа:
заучивание наизусть стихотворений, пословиц о зиме (Соня Морозова, Милана Кудрявкина, Богдан Барулин, Степа Букатка).
Структура НОД:
1. Вводная часть.
• вопросы о зиме
2. Основная часть.
• беседа о старинных названиях зимних месяцев
• игра «Зимние приметы»
• называние детьми пословиц о зиме
• смысловой разбор пословиц
• физкультминутка
• знакомство детей с картинами русских художников
• обсуждение картин, их сравнение
• игра «Добавь родственное слово по смыслу»
• продуктивная деятельность
3. Заключительная часть.
• анализ занятия
• подведение итогов
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей
(на доске 1 слайд)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?
Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано (2 слайд).
Воспитатель: А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег (3 слайд).
Воспитатель: А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку (4 слайд).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игу «Зимние приметы», я буду зачитывать приметы, а вы должны назвать к какой погоде эта примета.
Игра «Зимние приметы»
Воспитатель: Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети: Значит, ясно будет днем (5 слайд)
Воспитатель: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети: Жди метели (6 слайд).
Воспитатель: Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …
Дети: Ждите потепления (7 слайд)
Воспитатель: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …
Дети: Будет ясно и морозно (8 слайд).
Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?
Дети: Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.
Воспитатель: Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы»).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем похожи эти картины?
Дети: Пейзаж, зима, деревья.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Время суток, цвета и др.
Воспитатель: Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?
Дети: От окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения.
Воспитатель: А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как, и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
Воспитатель: А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
(9 слайд)
Воспитатель: Какая она?
Дети: Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т. д.).
Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей).
Воспитатель: А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (10 слайд)
Дети: Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т. д.
Воспитатель: Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
Воспитатель: Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?
Дети: Снег, мороз, лёд, вьюга и др.
Воспитатель: Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.
Воспитатель: Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… снег.
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается … снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик.
Рядом- снежная фигурка –
Это девочка… Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… снег.
Воспитатель: Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали?
Дети: Снеговик, Снегурочка, снегири и т. д.
Воспитатель: А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?
Дети: Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.
Воспитатель: На что похожи снежинки?
Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.
Посмотри, как блестит,
Под ногами хрустит.
Беленький снежок, лёгкий, как пушок.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетел.
А потом на землю пал,
До весны там пролежал.
Воспитатель: Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
Дети: Потому, что ломаются лучики снежинок.
Воспитатель: Предлагаю нарисовать снежинки необычным способом - свечой, а потом покрыть лист акварелью и вы увидите, как произойдет волшебство
(11 слайд).
Проходите к столам. Посмотрите, как я это делаю.
Воспитатель: - Сначала найду середину на листе бумаги и обозначу ее точкой.
Теперь отступлю немного вверх от середины и проведу через середину сверху вниз прямую линию.
Теперь от верхнего правого угла к нижнему левому углу через середину проведу прямую линию.
Затем от верхнего левого угла через середину к нижнему правому углу проведу прямую линию.
А вот теперь затонирую весь лист акварельной краской голубого цвета. Для этого я возьму кисть в правую руку. Обмакну ее в стакан с водой и лишнюю воду с ворса сниму об край стакана. Сейчас наберу на ворс краску голубого цвета и всем
ворсом кисти слева направо тонирую лист. У меня проявилась нарисованная свечой снежинка. Настоящее волшебство!
А теперь вы, волшебники, фантазируйте и рисуйте!
Продуктивная деятельность (звучит спокойная музыка).
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте посмотрим, какие у вас получились красивые снежинки. Молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками. У вас получился целый снегопад!
Воспитатель: Ребята, расскажите, чему вы сегодня учились? Что нового вы узнали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Всем спасибо. Не забудьте прибраться на столе, чтобы в группе было чисто и уютно.