Светлана Коротаева
НООД по познавательно-речевому развитию старших дошкольников «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области «Речевое развитие», «Познание», «Социализация».
Цель: Уточнение, активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи:
Образовательные. Обогащать словарный запас детей. Закреплять представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой. Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных, их детенышах.
Публикация «НООД по познавательно-речевому развитию старших дошкольников „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие. Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде. Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления. Формировать умение детей использовать в речи грамматически правильные формы прилагательных, существительных в нужном числе и падеже, антонимы, синонимы.
Воспитывающие. Воспитывать гуманное отношение к диким животным. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование: кукла Маша, демонстрационный материал: деревья, дикие животные и их детеныши; шапочки-костюмы: зайца, белки, ёжика, медведя; карточки «В лесу», мультимедийное оборудование для показа презентации, диск с записью песни «По следам» из мультфильма «Маша и медведь».
Ход НООД
1. Сюрпризный момент.
- Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Одна гостья ещё не подошла, но кажется я слышу её песенку. (воспитатель включает песню «По следам» из мультфильма «Маша и медведь»)
- Ребята, вы узнали кто к нам идет? (Маша) (Воспитатель показывает куклу Машу из мультфильма «Маша и медведь»)
Маша: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас гости, на лесную полянку к моим друзьям.
- Ребята, прежде чем отправимся на прогулку, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Не шуметь, не мусорить, не пугать животных, птиц, не ломать зря деревья.
Маша:
Друг за дружкой становитесь.
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
На полянку мы придем.
2. Основная часть.
- Кто живет в лесу? (Птицы, насекомые, звери)
- Ребята, как мы называет животных, которые живут в лесу?
(Дикие или лесные животные.)
- Почему их называют дикими? (Живут далеко от человека, пищу добывают сами.)
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище.
Маша:
Ребята, под елочкой спрятался мой первый друг. Отгадайте кто это?
Загадка:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
- Это еж, как вы догадались, какие слова подсказали вам, что это ежик?
(Иголок много)
(Работа с многозначным словом «игла»)
- Какие ещё иголки вы знаете? (Иголки на елке и сосне). Иголки еловые и сосновые.
Какие другие предметы называют словом игла? (Швейная и медицинская).
- Что можно делать швейной иглой. (Шить, вышивать, подшивать, зашивать). Посмотрите внимательно и скажите, швейная игла какая? (Тонкая, металлическая, блестящая).
- Ой, ой, ой, ребята, а кто тут шишками бросается? Угадайте кто это?
Хожу в пушистой шубе, (показ опорных картинок)
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
- Какая белка? Рыжая, ловкая, быстрая, шустрая, прыгучая, проворная, запасливая.
- Что делает белка? Прыгает, бегает, перепрыгивает, запасает орехи и грибы.
- а этого животного узнайте по описанию: короткий хвостик, длинные задние лапы, летом серый, зимой белый, никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Ребята, а что означает фраза «Что ж ты заинька не весел, что ж ты «голову повесил»?» (Загрустил).
Какими словами еще можно сказать что ему грустно, какое у него настроение? (Печальное, тоскливое, невеселое)
А слово- наоборот:
грустный – веселый, радостный.
А как зайку называют в русских народных сказках? (Зайчишка- трусишка). Почему? (Он всех боится)
А кого больше всего? (Лису и волка).
Почему? (Они хищники) А кто такие хищники? (животные, которые охотятся на других животных).
- Посмотрите, а под этой елочкой притаилась лиса.
- Лиса какая? Рыжая, хитрая, пушистая.
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? Волк.
Покажите его на картинке. Волк какой? (Злой, серый, голодный, зубастый, страшный.)
Маша: Ну, а теперь загадка про моего лучшего друга:
- Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге, от мороза, пряча нос. (Медведь)
Правильно! Давайте поиграем с мишкой.
Игра с движением «Мишка». (физкультминутка)
На прогулку косолапый вышел мишка погулять,
По дорожке громко топал друга он пошел искать.
Где ты? Где ты, мой товарищ?
Без тебя так трудно жить.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить»
Мишка с другом покружился, он в лесу устроил бал.
А потом остановился, по головке гладить стал.
Спиночки друзья чесали, вправо-влево, вверх и вниз.
И немножко потолкались, крепко-крепко обнялись.
- Хорошая игра ребята, а сейчас присаживайтесь на пенечки.
Воспитатель: Как и у людей, у животных тоже есть свои семьи. (Воспитатель просит разместить картинки с детенышами под животными- родителями)
Игра: «Назови семью»
Заяц — зайчиха — зайчата, а один медвежонок.
Волк - волчица — волчата, а один волчонок.
Белка - бельчиха — бельчата, а один бельчонок.
Еж - ежиха – ежата, а один ежонок.
Лис — лиса — лисята, а один лисенок.
Медведь — медведица — медвежата, а один медвежонок.
Игра «Кто где живёт». (Найди и покажи домик)
Где живёт медведь? (В берлоге) Берлога чья? (медвежья)
Где живёт волк? (В логове) Логово чье? (волчье)
Где живёт белка? (В дупле.) Дупло чье? (беличье)
Где живет лиса? (В норе.) Нора чья? (лисья)
- Осенью звери начинают готовится к зиме, а что они делают для этого сейчас мы узнаем.
Сценка
Воспитатель.
Вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.
Заяц. Пора мне, зайчику, линять,
Пора мне шубу поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня заметят на снегу.
Белка. А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас.
Воспитатель.
Ну что ж, старайся,
В добрый час!
Медведь.
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет.
Воспитатель. А ты что хочешь, еж-ежишка?
Еж. Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Мне надо отдохнуть за это –
Грибы искал, мышей ловил.
Устал я, выбился из сил.
Себе я листьев принесу,
Кроватку сделаю в лесу.
Проснусь – пойду встречать весну,
Опять охотиться начну.
Воспитатель. Я вижу, всё у вас толково, к холодным дням вы все готовы.
Маша: Ребята, кто зимой будет спать? (Медведь, еж)
- Какого цвета будет шубка у зайчика и почему? (Белая, чтобы зайчика не было видно на снегу).
-А знаете ли вы, что белочка тоже меняет шубку, летом и весной она рыжевато-золотистая, а к зиме мех становится серебристо-серым, густым, теплым.
- Ой, ребята, в лесу подул ветерок, наверное, хочет с нами поиграть.
Игра «Ветер подует раз, ветер закружит два, ветер завьюжит три, лесная фигура на месте замри.»
Молодцы, а сейчас садитесь на пенечки, Маша хочет с вами поиграть.
Показ презентации.
Дидактические игры с Машей.
1. проблемная ситуация (почему белки чаще селятся в хвойных лесах? что делать зайцу если зимой нет снега) (слайд 2)
2. «Четвертый лишний» (слайд 3, 4, 5)
3. «Чья морда, чьи уши» (слайд 6)
4. «Скажи наоборот» (слайд 7)
Медведь большой, а ежик маленький.
Хвост у лисы длинный, а у зайца короткий.
Ежик смелый, а заяц трусливый.
У зайки уши длинные, а у медведя короткие.
У лисы шерсть мягкая, а у волка жесткая.
Деревья в лесу высокие, а кусты низкие.
3. Рефлексия.
Расскажи о любом животном по схеме. (формируем умение составлять сиквейны – нерифмованные стихи, активизация прилагательных и глаголов).
Н-р
Кто? Лиса
Какая? Хитрая, рыжая
Что делает? Охотится, бегает, ловит зайца
Маша благодарит детей и дарит подарки (раскраску и наклейки «Дикие животные». (слайд 8)
Воспитатель и дети берутся за руки:
- Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!
Ребята, вам понравилась наша прогулка на лесную полянку?
Если вам было весело и интересно возьмите солнышко, если вам было грустно возьмите тучку.