Тамара Павловна Исаева
НООД по познавательному развитию «Вода вокруг нас» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НООД по познавательному развитию на тему :
«Вода вокруг нас»
(старшая группа)
Программное содержание. Показать значение воды для всего живого. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха, обратить внимание их на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, научить детей не лить воду без нужды.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Методические приемы. Беседа, опыт, загадки, исследовательская работа.
Словарная работа. Среда обитания, клещами, версту.
Предварительная работа. Наблюдения за дождем, за лужами, чтение художественной литературы, опыты.
Материал. У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, поднос с предметами (кубик, шар) банки разной формы. У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита, стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку и предлагает отгадку найти на картинках.
1. Не кузнец, а с клещами. (Рак)
2. Вильнет хвостом туда-сюда и нет ее, и нет следа. (Рыба)
3. Через море-океан плывет рыба-великан. Прячет ус во рту,
растянулся на версту. (Кит)
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Они живут в воде – среда обитания). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Воду можно увидеть в реке, озере, в море, в кране, в ручейке, в луже. Вода нужна для питья, умывания. стирки, приготовления пищи, мытья посуды, купаться, поливать цветы, без воды погибнут рыбы, все растения, животные, которые живут в воде).
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит, что вода нужна всему живому на Земле. Без воды нет жизни.
Воспитатель задает вопрос: что такое вода?
Ответы детей (Ее можно наливать, она течет, перелить из одного сосуда в другой).
Воспитатель предлагает детям взять два стаканчика (банки) один с водой, другой пустой. И аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Воспитатель подчеркивает: если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предлагает вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы его можем перелить из стакана в стакан, мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответы детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
(Физминутка «Цветок» - без воды цветок вянет (дети изображают, затем льет дождик и цветок оживает).
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи.
Есть ли форма у воды? Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить изменят ли они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальем ее в банку, что с ней произойдет? (Она примет форму банки. А если воду налить в пузырек (флакон? Она примет форму флакона). Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Воспитатель делает вывод: жидкая вода не имеет формы. Имеет ли вода цвет, запах, вкус? Воспитатель обращает внимание детей на два стаканчика: один с водой другой с молоком. В оба положить две ложечки. В стаканчике с водой ложечка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Воспитатель предлагает детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в молочных реках? (Ответы детей). Так есть ли цвет у воды? (Нет вода бесцветная).
Воспитатель предлагает детям понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет. Вода ничем не пахнет. У нее нет запаха).
А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая? (Вода без вкуса, она безвкусная).
Вывод: вода – это жидкость не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.