Тамара Павловна Исаева
НООД по познавательному развитию «Вода вокруг нас» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НООД по познавательному развитию на тему :
«Вода вокруг нас»
Публикация «НООД по познавательному развитию „Вода вокруг нас“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание. Показать значение воды для всего живого. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха, обратить внимание их на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, научить детей не лить воду без нужды.
Методические приемы. Беседа, опыт, загадки, исследовательская работа.
Словарная работа. Среда обитания, клещами, версту.
Предварительная работа. Наблюдения за дождем, за лужами, чтение художественной литературы, опыты.
Материал. У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, поднос с предметами (кубик, шар) банки разной формы. У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита, стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку и предлагает отгадку найти на картинках.
1. Не кузнец, а с клещами. (Рак)
2. Вильнет хвостом туда-сюда и нет ее, и нет следа. (Рыба)
3. Через море-океан плывет рыба-великан. Прячет ус во рту,
растянулся на версту. (Кит)
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Они живут в воде – среда обитания). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Воду можно увидеть в реке, озере, в море, в кране, в ручейке, в луже. Вода нужна для питья, умывания. стирки, приготовления пищи, мытья посуды, купаться, поливать цветы, без воды погибнут рыбы, все растения, животные, которые живут в воде).
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит, что вода нужна всему живому на Земле. Без воды нет жизни.
Воспитатель задает вопрос: что такое вода?
Ответы детей (Ее можно наливать, она течет, перелить из одного сосуда в другой).
Воспитатель предлагает детям взять два стаканчика (банки) один с водой, другой пустой. И аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Воспитатель подчеркивает: если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предлагает вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы его можем перелить из стакана в стакан, мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответы детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
(Физминутка «Цветок» - без воды цветок вянет (дети изображают, затем льет дождик и цветок оживает).
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи.
Есть ли форма у воды? Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить изменят ли они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальем ее в банку, что с ней произойдет? (Она примет форму банки. А если воду налить в пузырек (флакон? Она примет форму флакона). Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Воспитатель делает вывод: жидкая вода не имеет формы. Имеет ли вода цвет, запах, вкус? Воспитатель обращает внимание детей на два стаканчика: один с водой другой с молоком. В оба положить две ложечки. В стаканчике с водой ложечка видна, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Воспитатель предлагает детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в молочных реках? (Ответы детей). Так есть ли цвет у воды? (Нет вода бесцветная).
Воспитатель предлагает детям понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет. Вода ничем не пахнет. У нее нет запаха).
А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Соленая? (Вода без вкуса, она безвкусная).
Вывод: вода – это жидкость не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.