Елена Кухаренко
Конспект НОД по познавательному развитию «Наши помощники — органы чувств»
Цель: формирование здорового образа жизни.
Задачи:
• Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние). Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств, при восприятии им окружающего мира.
• Развивать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
• Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
С л о в а р н а я р а б о т а:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Обогащение словаря: Медуница, чувствительный, музей.
Активизация словаря: органы чувств, помощники, охрана.
Предварительная работа:
• Беседа «Как мы слышим»
• Д/и «Что вредно, что полезно»
• Д/и «Носы нужны не только для красы»
• Ежедневное выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики.
О б о р у д о в а н и е :
Демонстрационный материал: карточки с изображением органов чувств; карточки с нарисованными правилами ухода за глазами.
Раздаточный материал: фишки с цветочками.
П о д г о т о в к а к з а н я т и ю: подготовить баночки с разными ароматами, фрукты на шпажках, сок в стаканах.
Ход занятия: Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в кружок. Посмотрим друг на друга. Какое сегодня доброе утро. Ребята у вас сегодня хорошее настроение? У меня сегодня отличное настроение. Давайте друг другу подарим отличное настроение, давайте друг другу улыбнемся. Посмотрите, какие вы сегодня все красивые и нарядные.
Ребята, посмотрите, что у меня есть. (Надеваю белый халат).
Ребята, а вы знаете, кто я? Не догадались? Дети: Доктор, врач.
Воспитатель: Да, я сегодня доктор, а зовут меня Медуница.
Медуница: здравствуйте ребята. Вы были когда-нибудь в музее? Сегодня я приглашаю вас в «Музей здоровья».
Основная часть: Медуница: Ребята, скажите, благодаря чему мы видим картины?
Дети: Благодаря глазам.
Медуница: А благодаря чему мы слышим различные звуки?
Дети: Благодаря ушам.
Медуница: А благодаря чему мы можем почувствовать разные запахи?
Дети: Благодаря носу.
Медуница: А благодаря чему мы можем различать разные вкусы?
Дети: Благодаря языку.
Медуница: Правильно глаза, уши, нос, язык помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас мы с вами подойдем к первой витрине нашего музея. Но я хочу, что бы вы сами догадались, что там находится.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. Дети: глаза.
Медуница: Молодцы! А для чего нужны глаза?
Дети: Глаза нужны для того, что бы все видеть.
Медуница: (показ иллюстраций) Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Давайте посмотрим на эти картинки и еще раз повторим правила.
Карточка 1:Нельзя тереть глаза грязными руками.
Карточка 2:Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
Карточка 3:Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
Карточка 4:Нельзя долго играть в компьютерные игры
Карточка 5:Нельзя кидаться песком.
Карточка 6:Если доктор выписал очки, то надо их носить обязательно.
Карточка 7:Нельзя стрелять из рогатки.
Медуница: Нужно тренировать глаза, делать специальные упражнения. Молодцы, правила вы хорошо знаете. А как надо ухаживать за глазками?
Дети: Глаза надо мыть водичкой. Надо принимать витамины, есть фрукты и овощи.
Медуница: Переходим к следующей витрине. Угадайте, что здесь находится?
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: Дети: ушки.
Медуница: правильно ребята, это уши. Зачем человеку нужны уши?
Дети: Что бы слышать.
Медуница: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Ребята, а как надо ухаживать за ушами?
Дети: Ушки надо мыть. Чистить ваткой.
Медуница: а сейчас мы с вами проведем гимнастику для улучшения слуха.
1. Потянуть себя за ушки сначала вверх, затем вниз (5 раз).
2. Несколько раз закрыть раковиной уха слуховой проход («завернуть уши трубочкой») (5 раз).
3. Потянуть ушки в стороны, взявшись за середину ушной раковины («обезьянка») (5 раз).
Медуница: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Даша (Коля, Костик и т. д.)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау! ".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Медуница: Переходим к следующей витрине.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. Дети: нос.
Медуница: А для чего человеку нос? Как ухаживать за носиком? Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:
1. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выход правой (при этом закрывается левая). (5 раз).
2. Сделать 5-6 вдохов и выдохов через правую и левые ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м».
Медуница: Ребята, посмотрите, а что еще на нашей витрине? Ребята, это игра. Я вам предлагаю сесть удобно и поиграть. Я вам дам понюхать вещество, а вы закрытыми глазками попробуйте по запаху угадать, что это. Кто правильно угадает, тот получит фишку с цветочком.
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.
Подходим к следующей витрине.
Медуница: А определить продукты на вкус нам помогает? Дети: язык.
Медуница: Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?
Дети: Продукты на вкус бывают горькими, сладкими, кислыми, солеными.
Медуница: Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
1. "Покусывание кончика языка"(10 раз)
2. "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо. (10 раз)
3. "Лошадка" Поцокать языком. (10 раз)
Медуница: Молодцы. Ребята, и здесь тоже очень интересная игра. Хотите поиграть? Усаживайтесь поудобней на стульчики и закрывайте глаза. Я каждому в рот кладу продукт, а вы с закрытыми глазами должны определить, что это. За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, апельсин, морковь, капусту.
Воспитатель: Наша экскурсия по «Музею здоровья» подходит к концу. Мы сегодня с вами познакомились с нашими помощниками – органами чувств. Назовите их.
Дети: Глаза, уши, нос, язык.
Воспитатель: Давайте вспомним, в каком музее мы сегодня были?
Дети: Мы сегодня были в «Музее здоровья».
Воспитатель: Вы теперь научились ухаживать за вашими органами чувств?
Как вы будите беречь свои глазки?
Как вы будите беречь свои ушки?
Как вы будите ухаживать за своим носиком? Ответы детей.
Заключительная часть.
Медуница: Я прощаюсь с вами, до скорой встречи. Пора возвращаться в детский сад. Ой, ребята, я совсем забыла, я для вас еще приготовила волшебный напиток. В нем много витаминов, а витамины нашим помощникам – органам чувств, очень нужны.