Алина Василенко
Конспект НОД по ознакомлению с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
продолжать учить самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций, проблемных задач;
Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
Речевые: расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
Оборудование и материалы: фонограммы с музыкой П. И. Чайковского, запись шелеста листьев, бумажные кленовые листочки, макет дерева с листьями, картинки грибов.
Ход нод.
.
Воспитатель: (читает стихотворение А. С. Пушкина)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Воспитатель: Ребята, каким временем года восхищается поэт?
Дети: Поэт восхищается осенью.
Воспитатель: А вы любите осень? А за что вы любите осень? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а какая бывает осень? (Дети подбирают эпитеты)
Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть рассказы-загадки об осенних месяцах. Отгадайте, о каком осеннем месяце идёт речь?
1. Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. По всему лесу шорохи, шелесты, шепоты. Всё перекрашивается: берёзы, клёны в жёлтое, рябины и осины в алое. И стоит весь лес как сказочная жар-птица: и золото, и пурпур, и бронза, и малахит. (Сентябрь)
Воспитатель: Да, ребята, сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его ещё называют в народе?
Дети: Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)
2. Пустуют поля и леса. Ветер гонит тучи по небу и по воде, срывает листья с деревьев и гонит стаи перелётных птиц на юг. Барсуки и медведи роют берлоги. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Раскисли лесные и полевые дороги: ни пройти, ни проехать. (Октябрь)
Воспитатель: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
3. Всё двухцветное и рябое. Одно небо ровное – серое и глухое. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха, то дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро. Пусто и глухо. Полузима – полуосень, полудень – полувечер. (Ноябрь)
Воспитатель: Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
Дети: В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если то, о чём я вам буду говорить – бывает, значит хлопайте в ладоши, а если не бывает – топайте ногами. Вставайте в круг и слушайте внимательно:
1. Наступил ноябрь. Мы взяли лукошки, и пошли в лес за грибами.
2. Наступила осень. Листья на деревьях стали разноцветными.
3. Бежит ёжик по льду в новой тёплой шубе.
4. Мне нравится осенью ходить в лес за земляникой.
5. Осенью перелётные птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.
Влетает кленовый листок.
Воспитатель: Ребята, а нам кто-то письмо прислал, давайте узнаем, что же случилось, может кому-то нужна наша помощь. (Читает письмо)
«Дорогие ребята! Непорядок у меня в лесу, не хотят листочки с деревьев опадать, они хотят, что бы после лета сразу зима наступила, и они продолжали бы круглый год жить на деревьях. Не знаю, что и делать. Помогите.».
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и поможем. Но прежде, чем пойти в лес, вспомним правила поведения в лесу.
Дети:• Нельзя шуметь, бегать в лесу.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
• Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
• Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
• Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
• В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
• Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
• Нельзя разжигать костёр.
• Нельзя мусорить.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
Дети встают друг за другом и под музыку имитируют ходьбу по узенькой тропинке, подлезание под ветки деревьев, перелезание через поваленные деревья, прыжки с кочки на кочку по «болоту».
Воспитатель: Вот и пришли мы в лес. Давайте поздороваемся с ним.
Дети (хором) : Здравствуй, лес! Здравствуй, лес! Полный сказок и чудес!
(Запись шелеста листьев)
Воспитатель: Ребята, я слышу, как листочки хотят, чтобы после лета зима сразу наступила. Совсем меня не слушают, может вы им объясните.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если после лета сразу же наступит зима, а осени не будет?
Дети: Всё живое не успеет подготовиться к зиме. Погибнут деревья, замёрзнут птицы. Не сделают запасы звери. Люди не успеют собрать урожай с полей и огородов.
Воспитатель: Правильно, ребята. Осень – нужное время года.
Запись шелеста листьев
Вопситатель: Ребята, а листочки спрашивают вас, зачем им нужно облетать, они хотят круглый год жить на дереве.
Воспитатель: Ребята, давайте же объясним, почему необходимо деревьям сбрасывать листву осенью. (Ответы детей)
Запись шелеста листьев.
: Теперь листочкам всё понятно, они благодарят вас и прощаются.
С дерева на подиум облетают листья, в этом им помогает
Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами закружимся вместе с листочками в осеннем вальсе. (Под музыку дети кружатся по залу с листочками в руках)
Вот теперь порядок. Все листочки облетели.
Ну что ж, помогли вы мне, ребята, навести порядок в лесу. Но хочу я проверить, хорошо ли вы знаете, как лесные обитатели к зиме готовятся?
Дети: знаем
: Тогда слушайте: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».
Дети: Угадали, это еж!
: А как еж готовится к зиме? Может, он готовит припасы или шубку теплую отращивает?
Дети: Нет, ежик, как и медведь, всю зиму спит в своей норке. Поэтому у него забот осенью много: норку утеплить, да жира накопить побольше под кожей, еж отъедается так, чтоб зимой не чувствовать голода.
«Хитрая плутовка, рыжая головка; хвост пушистый – краса, а зовут ее…»
Дети: Лиса
В: А как лисичка к зиме готовится?
Дети: Лиса отращивает себе более густую и теплую шерстку, даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу, как в валенках. А вот припасов никаких лиса не делает, потому что охотится круглый год.
В: Ай да молодцы! Ну а про белочку можете рассказать?
Какие припасы она делает? Какие животные и птицы пользуются ее припасами?
Дети: Белка меняет шубку на серую. На зиму белка устилает гнездо в дупле мхом, шерстью, сухой травой. Спрячется в гнездо, накроется пушистым хвостом, вот ей и тепло. Запасы белка делает такие, что их хватает не только ей самой, но и другим животным и птицам достается. Белка заготавливает орехи и желуди, сушит грибы и ягоды.
В: И последняя моя загадка про серого лесного хищника, санитара леса. Догадались, о ком я говорю?
Дети: О волке. К зиме он отращивает себе густую шерсть, такую теплую, что может даже на снегу спать – и ему не холодно. Охотится волк, как и лиса, круглый год.
В:Порадовали вы меня своими знаниями.
Молодцы, ребята. А знаете ли вы, какие грибы растут в лесу?
Дети называют грибы, Старичок-лесовичок: А все ли грибы мы можем есть?
Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные.
ВА как называется самый известный ядовитый гриб?
Дети: Мухомор (показывают картинку)
В: А может, всё-таки, он не так плох, может, кому-то он полезен?
Дети: Лоси им лечатся, проглатывая его целиком.
В: Ой, спасибо вам ребята, порадовали меня, своими знаниями. Но нам пора возращаться в садик. Давайте попрощаемся с лесом.
Итог: хвалю детей, спрашиваю что они узнали нового на занятии,было ли им интересно