Любовь Брагина
Конспект НОД по ознакомлению с природой детей старшей группы «Путешествие капельки»
▼ Скачать
Воспитатель 2 квалификационной категории
БРАГИНА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА.
Конспект НОД по ознакомлению с природой
детей старшей группы
«Путешествие капельки»
ЗАДАЧИ:
Образовательные: уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении); закрепить элементарное представление о круговороте воды в природе.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой детей старшей группы „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: развивать знания об окружающем мире, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, экономному её использованию.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдение за облаками, снегом, льдом, чтение художественных произведений о воде, подвижная игра «Море волнуется», загадывание загадок о воде, заучивание стихотворений о воде.
МАТЕРИАЛ: капли воды, изготовленные из бумаги, плакат «Круговорот воды», фонограмма «Шум воды», картинки «Кому на Земле нужна вода», баночки с чистой и грязной водой, воронка, вата.
Ход занятия
1. Введение в тему.
Звучит фонограмма «Шум воды».
Воспитатель. Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды)
2. Игровая ситуация.
В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель. Ребята, посмотрите кто это к нам пришёл? Ты кто?
Капелька. Я капелька.
Воспитатель. А как тебя зовут?
Капелька. Меня зовут Капитошка.
Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?
Капелька. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
3. Путешествие-поиск капелек по группе.
Дети идут по группе, делают остановки.
В уголке природы : возле растений.
Дети. Цветы нужно поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)
В игровом уголке.
Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)
Около мойки в подсобном помещении.
Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)
В туалетной комнате.
Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)
У стола, на котором стоит чайник с водой.
Дети. Вода нужна, чтобы мы могли её пить. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Дети садятся на места.
4. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой».
Воспитатель. Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает в наш детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети. Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой – грязная.
Воспитатель. Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить – эту или эту?
Дети. Вот эту.
Воспитатель. А почему?
Дети. Потому, что здесь вода чистая, а в этой банке – грязная. Воду нужно пить чистую.
Воспитатель. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. А что стало с нашей бумагой?
Дети. Она стала грязной.
4. Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода, мы плывём по тёплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, разбежались, кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох и садимся на песок.
(Дети садятся.)
5. Круговорот воды в природе
Вода в природе путешествует по кругу. Посмотрим, как это происходит с помощью этой картины. Когда в облаке или туче накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда тучка посылает капли на землю: когда тепло – идет дождь, а когда холодно – снег. И вот летят капельки на землю. Там они собираются в ручейки. Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими-легкими, потянулись вверх, и вернулись к маме-тучке. Через некоторое время она их опять отпустит погулять на землю.
Вывод: Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега, путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
все дети хором ВОДА!
6. Кому нужна вода
Воспитатель. Ребята давайте поиграем в игру «Кому нужна вода». У меня на столе много картинок и из них нужно выбрать, кому нужна вода и прикрепить на магнитную доску вокруг капельки.
Дети по одному подходят к столу, выбирают картинки и объясняют свой выбор.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, о чём мы с вами сегодня разговаривали?
Дети. О воде и кому она нужна.
Молодцы! А кто знает стихотворение о воде?
Берегите воду
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Гонит капля дождевая…
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Воспитатель.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Капитошка. Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Капитошка. Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Вешает каждому ребенку капельку.
Воспитатель. Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинте