Янина Липская
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Свойства воздуха»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего
дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема: «Свойства воздуха».
Цель: формирование у детей способов исследования окружающего мира на примере выявления свойств воздуха.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста 6–7 лет „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
1. Образовательные: познакомить детей со свойствами воздуха : воздух невидим, заполняет любое пространство, воздух обладает упругостью, воздух можно нагревать; формировать умение проводить исследование, делать вывод, фиксировать результат; познакомить детей с наукой, изучающей свойства воздуха — аэрологией.
2. Развивающие: формировать интерес к исследовательской деятельности; развивать умение делать выводы и умозаключения; развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром; развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к познанию природы посредством экспериментальной деятельности; формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; воспитывать умение работать в команде и самостоятельно во время проведения экспериментов.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Предварительная работа: экспериментирование и беседы о назначении и свойствах воздуха, просмотр презентации «Как человек использует воздух», «Что загрязняет воздух», участие в экологических акциях «Берегиня», «Вестники весны», «Берегите, дети ёлку», чтение стихов и рассказов экологического содержания, отгадывание загадок, работа с экраном наблюдений (фиксация результатов экспериментов).
Взаимодействие с родителями: пополнение исследовательского центра оборудованием.
Методы и приё мы: метод практической деятельности, словесный, игровой метод, информационно-коммуникативные технологии, моделирование.
Оборудование: интерактивная игра «Загрязняет — сохраняет», экран наблюдений за ветром, карточки для обозначения результатов экспериментов на экране наблюдений, камешки по количеству детей, массажные мячики, буквы. Оборудование для экспериментирования: свечки, банки, стаканы, ёмкости с водой, стаканы, салфетки, штатив, бумажные змейки.
Словарная работа: аэрология, надувной круг, экологический транспорт.
Вводная часть
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо по экологической почте (почтовый ящик на двери). Давайте посмотрим, что там за сообщение (в конверте загадка про воздух).
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Хоть и невидим он для нас.
Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Ребята, а какая наука изучает свойства воздуха? Не знаете? А я помогу вам узнать. В конверте с загадкой уже есть несколько букв этого слова, а остальные вы разгадаете, если выполните мои задания. (Буква А — она первая в слове, Р — третья, Я — последняя девятая). Ну что, отправляемся на поиски букв. (Выкладываем слово на доске.)
Основная часть:
1. Интерактивная игра «Загрязняет — сохраняет»
Воспитатель: Наша планета единственная во вселенной, на которой есть воздух. Здесь живёт очень много людей и иногда наши действия приносят вред окружающей среде. Посмотрите внимательно на картинки, и если вы считаете, что изображено действие или предмет, загрязняющий окружающую среду, то переместите его вправо, а если сохраняет воздух чистым, то влево.
Посмотрите, ребята. К сожалению, транспорт, на котором очень удобно передвигаться, заводы, на которых делают нужные нам вещи, мусор, который остаётся на земле загрязняют окружающую природу и воздух. А что же может помочь людям его очистить, сохранить в чистоте?
Дети: Посадка деревьев, уборка мусора, использование экологического транспорта.
Воспитатель: Я думаю, вы заработали ещё одну букву Л — она пятая в слове.
2. Исследование свойств воздуха
Воспитатель: Ребята, а для чего человеку нужен воздух? (Чтобы дышать). А у воздуха есть цвет, запах? (воздух прозрачный, ничем не пахнет). А где есть воздух?
Опыт 1. Ребята, воздух прячется везде и даже в этом стакане. Проверим. Подойдите к тазам с водой и каждый возьмите по стакану. На дне стакана полоска бумаги, потрогайте её, а теперь переверните стакан и аккуратно опускайте его в воду. Чувствуете сопротивление? Что случилось? Какие выводы можно сделать? (Вода не попала в стакан, потому что там был воздух). А как узнали? Бумага намокла? А как это свойство воздуха используют люди (Они изобрели водолазный колокол, в котором человек может спускаться на дно водоёмов без скафандра). Замечательно, ребята, вы получаете ещё одну букву Г, седьмую в слове.
Вывод: Какое свойство мы определили? Воздух – есть везде.
Опыт 2.
Воспитатель: Посмотрите, какие камешки, возьмите каждый по одному камешку в одну руку, а в другую руку массажные мячики. Что можно сказать? (Камень твёрдый, а мяч можно сжать. Если мяч разжать, то он примет прежнюю форму). Правильно, воздух можно сжать, и он обладает упругостью. Где человек использует такое свойство воздуха? (мячи, надувные лодки, матрацы).
Вывод: Какое свойство мы определили? Воздух обладает упругостью.
Ребята, а давайте поиграем с мячиками:
Этот мячик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
И ладошки разотрём.
Можно мяч катать по кругу
И передавать друг другу,
1, 2, 3, 4, 5 — буквы нам пора искать.
Посмотрите, ребята под корзинкой буква. Что это за буква, буква О, шестая в слове.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, две бумажные змейки висят неподвижно. А если под одной из них зажечь свечу, что будет? (ответы детей) Вот мы сейчас и проверим. (в ходе эксперимента одна змейка начинает вращаться). Ребята, а почему так происходит? (свеча нагревает воздух, а он движется вверх и приводит в движение змейку). Совершенно с вами согласна, вот мы и увидели воздух — невидимку. А это свойство воздуха где используется?
Дети: В воздушных шарах.
Вывод: Какое свойство мы определили? Тёплый воздух поднимается наверх.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вам достаётся буква - И, она предпоследняя.
А при соединении холодного и горячего воздуха образуется ветер, как ветер используют люди? (Строят ветряные мельницы, электрогенераторы). Энергия ветра на земле неисчерпаема. Ветряные электростанции хороши тем, что ветер ничего не стоит и такой вид создания электроэнергии не загрязняет окружающую среду. И так, вам достаётся буква Э, она будет в слове второй.
Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете шариками. Сначала вы будете сдутые, а я вас буду надувать. Вы будете медленно надуваться и увеличиваться.
Физминутка «Воздушный шарик».
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок.
Ребята, какие ещё предметы можно надуть? ( ответы: надувной матрас, надувной круг, нарукавники, шина, воздушный шар). Какое свойство воздуха мы узнали?
Дети: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Вывод: Воздух не имеет формы.
Воспитатель: Воздух обладает разными свойствами : он упругий, его можно сжать, воздух движется, и люди используют воздух в производстве, для получения электричества, для передвижения и многого другого.
Ребята, в состав воздуха входят разные элементы, какие? (азот, кислород, углекислый газ). Человеку для дыхания нужен кислород. А как вы думаете, сколько кислорода в воздухе. Давайте проверим это с помощью эксперимента.
Опыт 3.
(Дети садятся парами за столы и проводят эксперимент «Свеча в банке». Свеча потухнет, а в банку поднимется вода из блюдца).
Воспитатель: Кислород, необходимый для того, чтобы свеча горела, выгорел, а его место заняла вода. Посмотрите, меньше половины стакана, одна пятая часть кислорода в воздухе, это немного. Поэтому обязательно нужно создавать условия для сохранения воздуха в чистоте.
Вывод: Кислород занимает 1/5 часть воздуха.
Ребята, вы заработали последнюю букву О. Давайте прочитаем, какое слово получилось. Аэрология. Аэрология — это наука о свойствах воздуха.
Аэрологи изучают воздух и постоянно ищут способы сохранения и его очистки, потому что нехватка кислорода приведёт к гибели планеты.
Заключительная часть.
Воспитатель: Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей.). Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).
2. Воздух можно услышать (да).
3. Воздух голубого цвета (нет)
4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).
5. Воздух имеет свой вкус (нет).
6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).
7. Человек может жить без воздуха (нет).
8. Ветер – это движение воздуха (да).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).
А что вам понравилось больше всего в нашем занятии? (Ответы детей).
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были очень внимательны, проявили любознательность, были активны. Молодцы!
А что было вам сложно? А что хотелось бы повторить? А кто и какой опыт сможет провести дома и показать родителям? Мы сегодня с вами вспоминали о свойствах воздуха и были аэрологами, учёными, которые изучают свойства воздуха. Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу!