Татьяна Кириенко
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
«Путешествие в страну звуков и слов»
Цель:
• Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки;
• Закреплять знания о смыслоразличительной роли звука;
• Учить сравнивать слова по звуковому составу;
• Продолжать обучение, находить слова с заданным звуком.
Материал:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Путешествие в страну звуков и слов“» размещена в разделах
1) Демонстрационный :
• доска
• указка
• 5-ти звуковая схема
• фишки красного, синего, зеленого цветов
• картинки (мышки, мишки, лисы, лука)
• поезд
• модели слов — названий картинок.
2) Раздаточный:
• 5-ти звуковые схемы
• Фишки красного, синего, зеленого цветов
Ход занятия:
I. Игровой момент: «Путешествие на поезде в страну звуков и слов»
Ребята, сегодня все вы будете пассажирами, и мы отправляемся на этом поезде в путешествие в «страну звуков и слов». Все готовы к путешествию? Никто не отстал от поезда? Поезд отправляется.
Первая остановка «Звуковая»
«Дети, вы знаете, что люди общаются с помощью слов, а слова состоят из звуков. Давайте вспомним, какие бывают звуки? (ответ детей)
Вопросы:
Какие звуки называются гласными?
Кто назовет гласные звуки? (перечисление)
Придумайте слова, которые начинаются с гласного звука. (примеры детей)
Какие звуки называются согласными?
Назовите согласные звуки.
Придумайте слова, которые начинаются с согласного звука.
Молодцы! А теперь-ка вы, ребятки, отгадайте загадку.
Загадываю загадку про лису:
«В лесу обитает, дичью питается, да в курятник забирается,
хитрым зверем называется» (показывая картинки)
-Какой первый звук в этом слове? (ответы детей)
А сейчас послушайте еще загадку. Загадываю загадку про лук:
«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает»
— Какой первый звук в этом слове? (твердый согласный)
Предложу детям придумать сначала слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, а потом с твердого согласного. (примеры детей)
Молодцы! Вот мы с вами и вспомнили, что звуки бывают мягкие и твердые согласные.
II. Ну, а теперь наше путешествие продолжается.
Следующая остановка «Станция слов»
Ребята, мы с вами за целый день произносим много разных слов, и вот на этой остановке спряталось одно слово. А какое - догадайтесь сами, отгадав мою загадку. Загадка про мышку:
«Маленький шарик,
Под полкой шарит»
— Про кого эта загадка? (ответы детей)
Правильно, про мышонка, а теперь давайте с вами поищем звуки, которые живут в этом слове.
Звуковой анализ слова «мышка»
У доски слово разбирают 5-ро поочередно вызванных человек. Остальные дети работают на местах.
Вопросы:
Сколько звуков в слове?
Сколько согласных звуков? Назовите их.
Сколько гласных звуков? Назовите их.
Сколько слогов в этом слове? Делите слово на слоги.
Предложу детям назвать слова, которые можно разделить на 2 слога. (примеры детей) Игра со звуками. Далее предлагаю детям сравнить слова «Мышка» и «мишка» по звуковому составу. Предлагаю определить одинаковые звуки в словах и разные.
Вопросы:
Назовите одинаковые звуки в словах.
Назовите разные звуки. (ответы детей)
Самостоятельный разбор слова : «мишка» на местах (По-секрету)
Что-то мы с вами засиделись пора и отдохнуть. А вот на нашем пути и следующая остановка «Спортивная». ( физминутка: мышка дает задания детям)
III. Наше путешествие продолжается и следующая остановка «Угадай-ка».
Дети, так бывает в жизни, что не все люди могут правильно произносить звуки, поэтому слова получаются неправильные (с ошибками). Стоит неправильно произнести один звук и слово получается другое. Я вам сейчас прочту стихотворение, в котором «заблудился звук». А вот какой звук, догадайтесь сами. Чтение стихотворения :
«Поет снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи?»
Вопросы:
Какой звук заблудился?
Как правильно нужно сказать?
Правильное чтение стихотворения детьми.
Работа с моделями и предметными картинками у доски.
Ребята, наше путешествие подходит к концу и последняя остановка: «Поиграй-ка»
Проводится игра: «Магазин».
Вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «С», а потом «С/». Что вы купите? (ответ детей) За каждое правильно названное слово дается фишка. На этом наше путешествие подошло к концу.