Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе.
Программные задачи :
• формировать действия звукового анализа слов;
• закрепить представления твердых и мягких согласных звуках, о буквах, как знаках для обозначения звуков;
• упражнять в образовании прилагательных (матрешка из дерева — деревянная матрешка);
• закрепить умение грамматически правильно изменять существительные с помощью суффиксов;
Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Обучение грамоте“ в старшей группе по теме „Путешествие в страну „Грамотейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• поддерживать интерес к звучащему слову с помощью игр со звуками и рифмами;
• воспитывать интерес к учебной деятельности, к языку и речи, к школе.
Начало занятия :
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю отправиться в путешествие. Вы согласны? (ответы детей) Но сначала «Зарядка для ума». Для вас задание - «Назови одним словом».
Цель: закрепить представления о предметах рукотворного мира, навыки классификации предметов по определенному признаку.
-Кепка, шапка, берет. (Головные уборы).
-Диван, стул, кровать. (Мебель).
-Повар, швея, врач, продавец. (Профессии) и т. д.
Игра – приветствие.
Цель: создать атмосферу радости, добра.
В круг скорее становитесь,
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Зашагали. Раз, два, три…
Вот мы с вами и пришли…
Ход занятия:
Слайд 1
Воспитатель: Перед вами удивительная страна. Как она называется, вы узнаете, если прочтете название на указателе.
Дети, которые умеют читать, читают название страны «Страна Грамотейка».
Слайд 2
Воспитатель: В стране Грамотейка в красивом дворце живет Королева Азбука.
Азбука-начало всех наук.
Ведь слова рождаются из букв.
Если будите буквы вы знать,
Сможете книжку прочитать.
Воспитатель: Королева Азбука хочет узнать, готовы ли вы к школе и хорошо ли вы знаете, что необходимо школьникам.
Игра «Доскажи словечко».
Цель: упражнять в отгадывании загадок, развивать логическое мышление.
Слайд 3
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
Слайд 4
В снежном поле по дороге,
Мчится конь мой одноногий,
И на много-много лет,
Оставляет синий след. (Ручка)
Слайд 5
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)
Слайд 6
Палочка волшебная,
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)
Слайд 7
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)
Слайд 8
В него кладу я карандаш,
И ручек пару в самый раз,
Линейку, циркуль, ластик,
Всё умещу в нём разом! (Пенал)
Слайд 9
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
Слайд 10
Воспитатель: Жители этой страны Грамотейки любят играть. Они приготовили для вас разные игры. Вы хотите играть? (ответы детей) Первая игра называется «Что лишнее»
Цель: упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.
Слайд 11
зонт-зерно-зуб-звезда;
Слайд 12
собака-стакан–снежинка-сено;
Слайд 13
рыба-роза-ремень-ракета;
Слайд 14
дрова-дерево-дельфин-девочка.
Слайд 15
Воспитатель: Отправляемся на улицу Согласных. Как вы думаете, кто живет на улице Согласных? (ответы детей)
Слайд 16
Воспитатель: Жители предлагают вам игру с мячом «Мягкий - твёрдый».
Цель: закрепить представление о парных твердых и мягких согласных.
Воспитатель называет ребенку мягкий согласный звук и бросает мяч, а ребенок называет парный твердый согласный звук и бросает мяч воспитателю.
Слайд 17
Воспитатель: Отправляемся на Улицу Букв. Ребята, а кто живёт на этой улице? (буквы) А еще на этой улице живёт наш друг дед Буквовед. Он тоже хочет с вами поиграть.
Слайд 18
Проводится игра со счетными палочками «Угадай букву».
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить представления о буквах, как знаках для обозначения звуков.
Дети отгадывают загадку про букву, выкладывают ее из счетных палочек.
Слайд 19
Ветерочек-ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.
Заблудился в мураве,
Превратился в букву. (В)
Слайд 20
Она похожа на расчёску,
Чтоб расчёсывать причёску.
От того и в гребешке
Целых две есть буквы.
Слайд 21
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой.
Согнув баранкой ногу. (Б)
Слайд 22
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3. (З)
Слайд 23
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок. (И)
Игра «Подбери слово на заданную букву».
Цель: упражнять в подборе слов с заданной буквой.
Слайд 24
Минутка отдыха «Буква Е».
Цель: упражнять в согласовании движений со словами текста, развивать общую моторику.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш.
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
Воспитатель: Продолжаем путешествие по стране Грамотейка. Следующая игра называется «Назови ласково».
Цель: упражнять в изменении существительных с помощью суффиксов.
Слайд 25
Рыба (рыбка, гнездо (гнездышко, сова, самолет, солнце…;
Слайд 26
Сундук, карандаш, ведро, гном, гриб.
Воспитатель: В стране Грамотейка живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Задание «Назови признаки».
Цель: упражнять в образовании прилагательных.
Слайд 27 - 37
Если дети правильно называют слова, на экране появляется предмет.
Матрешка из дерева, то она. (деревянная,
дом из кирпича. (кирпичный,
замок из металла.,
Избушка изо льда,
Шуба из меха,
Ботинки из кожи,
Мяч из резины,
Ваза из стекла,
Солдатик из олова,
Туфелька из хрусталя,
Савок из пластмассы…
Воспитатель: Замечательно, вы справились со всеми заданиями жителей страны Грамотейка. Королева Азбука подготовила для вас подарки – волшебные раскраски.
Слайд 38
Воспитатель показывает детям индивидуальные карточки.
Игра «Найди пару» (на индивидуальной карточке)
Цель: упражнять в подборе рифмы.
Воспитатель: Вам надо раскрасить одинаковым цветом те предметы, названия которых «звучат» похоже, чтобы получилась рифма.
Дети выполняют задание, проверяют правильность выполнения. Можно предложить составить стихотворение с заданной парой слов.
Окончание занятия :
Слайд 39
Воспитатель: Жители страны Грамотейки прощаются с вами и говорят: «До новых встреч!».
Вот и закончилось наше путешествие.
Вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
Как называется страна? (ответы детей)
Какая игра вам больше всего понравилась? (ответы детей)
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!