Галия Гисматулина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС «Согласный звук [Ч’], буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»);
• упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели;
• обратить внимание на смысловую законченность предложения;
• отрабатывать четкую артикуляцию;
• познакомить с буквой «Ч»;
• развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
• активизировать словарный запас детей: чемодан, расческа, колокольчик;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС „Согласный звук [Ч’], буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Пособия: тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Ч» (шрифт черный, круглые фишки синего, зеленого, красного цвета, карточки со слогами, предметы и предметные картинки (по выбору педагога).
Ход НОД
1. Фонетическая зарядка.
1) Как поют ножницы? (Чик-чик-чик.)
2) Как называется книга Джанни Родари о приключениях великого и храброго мальчика-луковки? (Чиполлино.)
3) С помощью какого предмета можно узнать, который час? (Часы.)
4) Чистоговорка:
Ча-ча-ча - горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу - молоточком я стучу.
Оч-оч-оч - наступила ночь.
Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [ч’] и поощряя интонированное произношение детей.
- Дети, вы догадались, о каком звуке пойдет речь? У нас в гостях - звук «Ч».
2. Анализ звука.
[Ч’] - согласный, произносить этот звук нам помогают губы (они округлены) и язык. Этот звук всегда произносится мягко (нежно). Согласный звук [ч’] - глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит».
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [ч’] изолированно, а потом закрепить произношение звука с помощью артикуляционной гимнастики:
Чо-чо-чо, чо-чо-чо –
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу –
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча –
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи-
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу –
Ну, тогда пойду к врачу.
3. Игра «Поймай звук».
Дети стоят полукругом.
- Дети мы сейчас поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть слова со звуком «Ч», а вы должны определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Чемодан, мяч, расческа, врач, колокольчик, удочка, часы, чайка, черешня, Чебурашка, Чиполлино, черепаха, чеснок, чулок, тапочки, мочалка, цепочка, бабочка, ключ, чипсы, скотч.
- Дети когда я назову слово со звуком «Ч» в начале вы хлопаете в ладоши вверх, в середине хлопаете в ладоши перед собой, в конце топаете ногами.
- Молодцы.
4. Игра «Найди предмет со звуком «Ч».
Дети сидят на стульчиках.
- Дети у меня на столе лежат предметы в названии которых спрятался звук «Ч».
- Варя возьми любой предмет и определи где находится звук «Ч». (Мяч – звук «Ч» в конце, чайка – звук «Ч» в начале, бабочка – звук «Ч» в середине).
- Полина, а теперь ты возьми предмет и скажи где находится звук «Ч».
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так. Дети наклоняют голову
то к одному плечу, то
к другому, как часики
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. Дети раскачиваются в такт маятника.
Ноги вместе, руки на поясе
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так. На счет «раз» дети
наклоняют голову к правому
плечу, потом — к левому, как часики.
3. Звуковой анализ слова «часики» (работа в тетрадях).
1) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях (работают у доски по очереди, выделяя каждый звук и зарисовывая его на схеме цветными мелками).
2) Делят слово «часики» на слоги: ча-си-ки.
3) Выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой.
4. «Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают движения словами. Например:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.
5. Работа с предложением (в тетрадях).
Дети придумывают предложение со словом «часики» и «записывают» его короткими черточками в тетради (по очереди дети работают у доски). Анализируют предложение по плану:
1) Сколько слов в предложении?
2) Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
3) Назовите второе слово в предложении.
4) Какое слово следующее? И т. д.
6. Знакомство с буквой «Ч».
Педагог показывает детям букву «Ч», сопровождая показ словами:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Первой букве
В слове чтение –
Букве Ч –
Мое почтение!
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
7. Игровое задание.
Выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей).
8. Анализ НОД в форме беседы-диалога по содержанию НОД.