Наиля Шаязова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания учителя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»
непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему: «Задания Учителя»
Учитель-логопед
Н. И. Шаязова
г. Сосновка
2018 г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: обобщить у детей знания, полученные ранее.
Задачи :
- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, желание и умение работать в коллективе, умение слушать педагога и товарищей;
- воспитательные: воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, поощрять активность и самостоятельность, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности и деятельности сверстников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: конверты; письмо; коробка; карточки с заданиями; картинки-подсказки; синий, зеленый и простой карандаши; бланки для выполнения заданий; картинки цветов с названиями; карточки со схемами слов; синие, зеленые и красные фишки; портфель; пенал; ручки.
Предварительная работа: проведение занятий, написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приемы:
- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- наглядно-демонстрационный метод (раздаточный материал, картинки-подсказки, карточки с заданиями);
- игровой метод (задания);
- практический метод (выполнение заданий на карточках).
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, буква, слог.
Организация детей на НОД:
Дети стоят на ковре в кругу;
Дети сидят за столами;
Дети стоят за столами.
Ход занятия
Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед (Л) : – Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д) : – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
Л: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
Л: – Давайте настроимся на рабочий лад:
Д: - Мы спокойны, мы умны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
Л: - Ребята, сегодня утром на столе нашла письмо и посылку. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
Л: - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. В конверте лежит письмо, как вы думаете от кого оно может быть?
Здесь есть текст, давайте его прочитаем.
(Логопед читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если выполните все мои задания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятал сюрприз для вас. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи. Ваш Учитель».
Л: - Ребята, от кого пришло письмо?
Д: - Письмо пришло от Учителя.
Л: - А о чем он написал?
Д: - Он написал, что приготовил нам сюрприз, и мы сможем его найти, если выполним все задания.
Л: - Ребята, вы хотите выполнить задания и найти сюрприз от Учителя?
Д: - Хотим.
Л: - Задания наверняка лежат в посылке. Давайте откроем ее и посмотрим какие задания приготовил для нас Учитель.
Дети садятся за столы.
В посылке (коробке) конверты с заданиями. На конверте задание, в конверте картинка-подсказка.
Задание № 1 «Звуки».
Л: - Вот первое задание. Кто сможет прочитать как оно называется?
Д: - Звуки.
Л: - Правильно. Чтобы его выполнить нужно правильно показать какой звук.
Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Д: - Все звуки делятся на гласные и согласные, а согласные делятся на твердые и мягкие, а еще все звуки делятся на звонкие и глухие.
Л: - А в чем различие гласных и согласных звуков?
Д: - Гласным звукам ничего не мешает, а согласным мешает.
Л: - Я буду называть звук, а вы показывайте какой это звук. Если я назову гласный звук, какой карандаш вы покажите?
Д: - Красную.
Л: - Если я назову твердый согласный звук, какой карандаш вы покажите?
Д: - Синюю.
Л: - Если вы показали зелёный карандаш, то какой я назвала звук?
Д: - Мягкий согласный звук.
А, Б, В, У, О, Бь, И, Я, Г, Д, Рь, Ль.
Л: - Хорошо. Как вы думаете, вы справились с заданием?
Д: - Справились.
Л: - Значит мы можем получить подсказку.
Логопед достает картинку-подсказку и вешает ее на доску.
Л: - Ну вот первая подсказка у нас есть. Теперь приступаем ко второму заданию, чтобы получить вторую подсказку.
Задание № 2 «Буквы».
Л: - Вот второе задание. Кто сможет прочитать как оно называется?
Д: - Буквы.
Л: - Правильно. Перед тем как его выполнить нужно вспомнить, чем отличаются звуки и буквы.
Д: - Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
Л: - Правильно. Учитель приготовил карточки с заданиями. Посмотрите на задание. Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно вставить недостающие буквы в слова.
Выполнение задания.
Л: - Хорошо. Как вы думаете, вы справились с заданием?
Д: - Справились.
Л: - Значит мы можем получить подсказку.
Логопед достает картинку-подсказку и вешает ее на доску.
Л: - Ну вот и вторая подсказка у нас есть. Теперь приступаем к третьему заданию, чтобы получить еще одну подсказку.
Задание № 3 «Слоги».
Л: - Вот второе задание. Кто сможет прочитать как оно называется?
Д: - Слоги.
Л: - Правильно.
Л: - Учитель приготовил карточки с заданиями. На карточке 2 задания. Посмотрите на первое задание. Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно соединить слоги так, чтобы получились слова.
Л: - Посмотрите на второе задание. Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно определить сколько слогов в словах.
Л: - Как определить сколько в слове слогов?
Д: - Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Выполнение задания.
Л: - Теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.
Л: - Хорошо. Как вы думаете, вы справились с заданием?
Д: - Справились.
Л: - Значит мы можем получить еще одну подсказку.
Логопед достает картинку-подсказку и вешает ее на доску.
Л: - Теперь у нас две подсказки. Готовы приступать к третьему зданию?
Л: - Мы с вами выполнили уже три задания. Пришла пора отдохнуть. Выходите на ковер и вставайте в круг.
Физкультминутка
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Л: - Ну вот мы и отдохнули. Пора выполнить оставшиеся задания.
Дети стоят в кругу.
Задание № 4 «Слова».
Л: - Вот четвертое задание. Кто сможет прочитать как оно называется?
Д: - Слова.
Л: - Правильно.
Л: - Чтобы выполнить это задание вам нужно поделиться на три группы и подойти к столам.
Дети делятся на группы и подходят к столам. На столах лежат картинки цветов с названием, схема слова, цветные карточки для заполнения схемы.
Л: - Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно составить схему слова.
Л: - Правильно. Можете приступать.
Выполнение задания.
Л: - А теперь поменяйтесь столами и проверьте как сделали другие группы.
Л: - Как вы думаете, вы справились с заданием?
Д: - Справились.
Л: - Значит мы можем получить еще одну подсказку.
Логопед достает картинку-подсказку и вешает ее на доску.
Задание № 5 «Предложения».
Л: - Вот четвертое задание. Кто сможет прочитать как оно называется?
Д: - Предложения.
Л: - Правильно. Чтобы выполнить это задание нам нужно вернуться за столы. Учитель приготовил карточки с заданиями. На карточке снова 2 задания. Посмотрите на первое задание. Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно нарисовать схемы предложений, которые здесь написаны.
Л: - Все правильно, под каждым предложением нужно нарисовать схему.
1. Наступила весна.
2. Прилетели перелетные птицы.
3. На улице звенит капель.
Выполнение задания.
Л: - А теперь посмотрите на второе задание. Как вы думаете, что нужно сделать?
Д: - Нужно придумать предложение по этой схеме.
|___ ___.
Л: - Сколько слов в этом предложении?
Д: - В этом предложении три слова.
Л: - Верно, значит нужно придумать предложение, которое будет состоять из трех слов.
Выполнение задания. Ответы детей.
Л: - Как вы думаете, вы справились с заданием?
Д: - Справились.
Л: - Значит мы можем получить еще одну подсказку.
Логопед достает картинку-подсказку и вешает ее на доску.
Логопед заглядывает в посылку и говорит:
Л: - Ой, а заданий больше нет, значит мы выполнили все задания Учителя и получили все подсказки. Давайте посмотрим на подсказки и подумаем, где же спрятан сюрприз.
Л: - Первая картинка, что там изображено?
Д: - Детский сад.
Л: - Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.
Д: - На второй картинке наша группа, на третьей уголок, на четвертой портфель, на пятой пенал.
Л: - Все правильно, давайте найдем сюрприз.
Дети ищут сюрприз. На пенале прицеплена записка.
Л: - Ребята, на пенале записка «Ребята, вы нашли сюрприз, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В пенале вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». Жду вас 1 сентября в школе. С наилучшими пожеланиями. Учитель.»
Л: - Ребята, прежде чем мы откроем пенал, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).
Рефлексия.
Какое задание было самое интересное?
Оцените себя: что еще трудно у вас получается?
Кому вы можете задать такие же задания?
Молодцы ребята, вы сегодня справились с заданиями. Давайте же откроем пенал и посмотрим, что там.
Логопед открывает пенал и раздает подарки-ручки детям.
Л: - Вот какой полезный и нужный подарок приготовил для вас учитель.