Елена Свирида
Конспект НОД по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Хитрые буквы.
Цели:
Обозначать правильно буквы Я, Ё, Е, Ю звуками.
Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], [й у], [й о], [й э] слышится в начале слова и образует слог.
Закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.
Воспитывать самостоятельность, активность.
Материалы: дидактическая игра «Найди свой замок», микрофон, мяч, аудиозапись сказки, обручи синий и зелёный, гласные буквы по количеству детей, картинки: ёж, яблоко, маяк, юла; схемы, слова.
тетради, карта, карандаши.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в технологии „Ситуация“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Ход НОД :
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель:
-Ребята, расскажите, кто в каких домах живёт. (ответы детей)
- А как можно назвать все ваши дома? (многоэтажные)
- А в каких ещё домах живут люди? (изба, коттедж, дворец, замок, иглу, юрта и т. д.)
Показ трёх замков красного, синего и зелёного цвета.
- Вы знаете, кто живёт в этих замках? (В красном замке живут гласные звуки, в синем - согласные твёрдые, а в зелёном живут согласные мягкие).
- И вы сможете поселить в эти замки жильцов? Хотите?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные.
Ответы детей.
Воспитатель:
-Давайте поселим в замки жильцов.
Проводится дидактическая игра «Найди свой замок». Воспитатель раздаёт картинки. На ковре разложены 3 замка (красный, синий, зелёный). Дети рассматривают картинку, называют слово, определяют первый звук и находят свой замок.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Справились, но вот эти жители попали не в свои замки (картинки с изображением юлы, якоря, ежа и енота были положены ребятами в красный замок).
Дети рассматривают картинки, называют слова (юла, якорь, ёж, енот) и пытаются определить первый звук и в какой замок они поселятся.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;
2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
Дети не могут расселить эти картинки.
У них возникает затруднение.
Воспитатель:
- Смогли вы расселить звуки с последних картинок? Почему не смогли?
Значит, что мы должны узнать? (С каких звуков начинаются эти слова)
- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
2) рассказать детям о хитрых буквах, которые обозначают два звука;
3) закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
. Воспитатель:
- В русском языке 10 гласных букв, но звуков только 6. Посмотрите.
Разбираем соответствие букв и звуков. (А – (А, У - (У) и т. д.)
- А сколько звуков мы слышим при произношении буквы Я? Ю? Е? Ё?
Вот какие хитрые буквы!
-Почему?
Ответы детей. Потому что буквы Я,Ю,Е,Ё обозначают по два звука.
- С каких же звуков начинаются слова : юла, якорь, енот и ёж? (Со звука й)
- Какой звук й? (согласный, мягкий)
- Сможете вы теперь поселить этих жителей? Дети селят их в зелёный замок.
- Молодцы! А теперь отдохнём.
.5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи:
закрепить знания детей о хитрых буквах и умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.
. Воспитатель:
- Ребята, проходите за столы.
На магнитной доске буковки –человечки А,Ю,Е,Ё.
Наши гости хотят проверить все ли дети запомнили, что они хитрые.
- Ребята, вы сможете одеть вот эти слова?
На столах картинки с изображением (ежи, енот, ёрш, ёлка, язык, ягоды, юла, юбка). Каждый самостоятельно составляет схему своего слова.
Воспитатель корректирует и помогает.
- Молодцы, ребята! Наши гости-буквы довольны: вы отлично с ними подружились и справились с заданием.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали о буквах?
- Кто подружился с хитрыми буквами - похлопайте, а кому они не понравились - потопайте.
- Всем спасибо за отличную работу.