Вера Алаева
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится»
Цель занятия: помочь детям в игровой форме освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Грамоте учиться — всегда пригодится“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;
Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?»;
символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета);
карточка с «зашифрованными буквами»;
Раздаточный материал:
схема для определения места положения гласного звука в слове;
карточки с недописанными буквами; схемы предложений;
пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово»;
карточки с игрой «Раздели слова на слоги.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется( «Дружба», а в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу). Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли ваши родители Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем родителям, что мы знаем и умеем?
Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим родителям, как мы готовимся к обучению грамоте. Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе, а выполнять мы их будем в порядке возрастания.
1 задание: Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы).
1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/
2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/
3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/
4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/
5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)
7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь).
.
8Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин).
9 Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин).
10. В какой области мы живем? (Саратовской).
11. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск).
13. Сколько дней в неделе? (семь).
14. Сколько времен года (четыре).
15. Какое время года сейчас (весна).
16Как называется время суток между утром и вечером? /день/
17. Сколько месяцев в году(12)
20. Какой месяц между март ом и маем? /апрель/
Воспитатель:
– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).
2 задание: Игра «Расшифруй слово»
Задание выполняется у доски
Составь их из первых букв слова-названий картинок и запиши в пустые клеточки (хомяк,лимон,ель,бочка)
Воспитатель: А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?
3 задание: Игра «Определи звук в слове»
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-
(Машина, мороженое, мишка, мёд)
(Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).
М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.
Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится? (мышка).
Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов: кит-кот, бинт-бант.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
4 задание: Игра «Найди лишнее слово».
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
• Храбрый, злой, смелый, отважный
• Яблоко, слива, огурец, груша
• Молоко, творог, сметана, хлеб
• Час, минута, лето, секунда
• Ложка, тарелка, кастрюля, сумка
• Платье, свитер, шапка, рубашка
• Книга, телевизор, радио, магнитофон
• Мыло, метла, зубная паста, шампунь
• Береза, дуб, сосна, земляника
. Термометр, врач, учитель, медсестра
5 задание: Игра «Какая буква «заблудилась»?» (Исправить ошибку).
Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2).
6 задание: Игра «Найди, что спряталось в слове?»
Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)
Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК
КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)
Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА
КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)
Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ
ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)
Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА
7 задание: Игра «Раздели слова на слоги»
Дерево, конфета, карандаш,капуста, машина
воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным).
8 задание: Игра «Составь предложение»
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? ( Ответы детей: В предложении слова связаны между собой по смыслу.)
Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.
1. Юркий воробей собирать крошки.
2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
3. Тетерев жить в лесу.
4. В лесу растут сосна.
- Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).
Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких). Как называются маленькие слова? (предлоги).
Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка). Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.
Воспитатель: И наконец, последнее задание
9задание: Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово». у доски 3 человека
Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова:
(утка,слон,туча,
Воспитатель: Молодцы!
-А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.
Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4»! Запомните, ребята: «Грамоте учиться - всегда пригодится!"