Елена Елкина
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Семья»
Составитель: Елкина Е. А.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать речь детей. Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательных существительных, в подборе антонимов, в составлении рассказов из личного опыта.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве. Формировать общее понятие «семья». Развивать мышление, восприятие, память, эмоционально-волевую сферу.
Образовательная область «Физическое развитие»
Проговаривать четко слова к физминуткам и выполнять соответствующие действия.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Выполнять упражнения под музыкальное сопровождение.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи. Находить правильный выход из предложенных ситуаций.
Оборудование: картина «Мои братья и сестра», музыкальное сопровождение, компьютер
Ход:
1. Беседа
- Ребята, назовите свои фамилию, имя, отчество (Дети называют)
Вопросы детям:
- Сколько тебе лет? (Каждый отвечает)
-Бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра, как можно назвать их всех одним словом? (семья).
- Перечисли, кто есть в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат).
- Сколько у тебя бабушек? Дедушек? (2 бабушки, 2 дедушки)
- Я напишу цифру 7 и букву «я». Что получилось?
7+я=? (Получается слово «семья»)
- А сколько человек у каждого из вас в семье? Давайте попробуем сосчитать, сколько близких вам людей живет в вашей семье?
Давайте поразмышляем. В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье – это бабушка и дедушка. Моложе бабушки и дедушки – это мама и папа. Младшие в семье – это вы, дети. Все члены семьи проживают в одной квартире или доме. Бывает и так, что дедушка и бабушка живут отдельно, они ходят в гости.
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
2. Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
3. Игра «Запомни и скажи» (по картине)
- Сколько человек изображено на картине?
- Кто сидит на диване?
- Какие игрушки вы увидели?
- Что в руках у бабушки?
- Какого цвета собака, лежащая на спинке дивана?
4. Игра «Кого как называть?»
Бабушка для твоей мамы – кто?- Мама.
Дедушка для папы – кто?- Папа.
Девочка для бабушки – кто? – Внучка.
Мальчик для дедушки - кто? – Внук.
Девочка для мамы – кто? – Дочь.
Мальчик для папы – кто? – Сын.
5. Отгадай загадки
У нее есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка)
У него есть сын и внук. Кто это? (Дедушка)
У нее есть сын и дочь. Кто это? (Мама)
У него есть и сын и дочь. Кто это? (Папа).
У нее есть мама, папа. Кто это? (Дочь).
У него есть дедушка, бабушка. Кто это? (Внук).
6. Упражнение «Кто кого старше в семье?
Бабушка старше…. (мамы, но моложе…. (дедушки)
Папа старше (мамы, но моложе (дедушки)
Мама младше (дедушки, но старше (сына).
Сын младше (папы, но старше (сестры).
7. Рассказы детей «Моя семья в свободное время».
Воспитатель. Ребята, что вы всей семьей любите делать в свободное время? (Рассказы из личного опыта детей)
Например: «В свободное время бабушка вяжет, дедушка смотрит телевизор, папа читает газету, мама гуляет с моим братом, сестра играет в куклы, я катаюсь на велосипеде».
8. Какие обязанности у каждого из членов семьи?
Мама готовит обед, стирает белье, гладит, шьет, ходит по магазинам, воспитывает детей.
Папа строит дом, ремонтирует мебель и электроприборы, водит машину, зарабатывает деньги.
Дедушка работает на огороде, помогает папе.
Бабушка печет пироги, вяжет носки, ухаживает за внуками.
9. Игра. «Назовите ласково каждого члена семьи».
Сын-сыночек; дочь-доченька, дочурка; брат-братишка, сестра-сестренка, сестричка; мама-мамочка, мамуля; папа-папочка, папуля; бабушка-бабулечка; дедушка-дедулечка.
- Расскажите, как вы помогаете маме.
Физкульминутка
Маму я всегда люблю
И всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу и ни разу
И ни разу ни словечка не скажу.
10. Игра «Подбери признак».
Мама какая? -….
Бабушка какая? -….
Дедушка какой? -….
Папа какой? -….
Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. Пять, (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать, (Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши).
Кошка Мурка, два котенка,
Мой сверчок, щегол и я -
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши)
11. «Скажем наоборот»
Старший - младший
Большой - маленький
Молодой - старый
Сильный - слабый
Высокий - низкий
Добрый – злой
Веселый - грустный
12. «Ответь на вопросы»
- У кого добрые глаза? (У бабушки)
- У кого сильные руки? (У папы)
- У кого ласковые руки? (У мамы)
- У кого веселые глаза?
- У кого крепкие ноги?
- У кого умная голова?
13. Анализ ситуаций
- Предлагаю вам подумать, как вы поступите в различных ситуациях, что предпримите. Надо быть готовым найти правильный выход из любой ситуации. Мы сейчас потренируемся в этом.
Ситуации:
1. Мама заболела. (Мы даем ей таблетку).
2. День рождения мамы. (Дарим ей цветы).
3. Как я решил с мамой не ссорится. (Я не стал ей грубить и стал слушаться).
4. Чем можно радовать маму? (Получать хорошую отметку или помочь ей в каких-либо делах, уделить внимание).
5. Почему мама поздно ложится спать? (У мамы много дел и забот. Ей нужно чаще помогать.)
- Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
- Что бы вы хотели пожелать каждому члену семьи? (Здоровья, радости, благополучия). А чтобы быть здоровым необходимо делать зарядку. Давайте мы ее сейчас ее и сделаем под музыку, а дома вы обязательно научите своих домочадцев выполнять такую же или другую гимнастику.