Ольга Аппазова
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление о том, что такое речь и какая она должна быть, раскрыть секреты речи.
Задачи:
Образовательные. Развивать логическое мышление, внимание, память; закрепить произношение звуков и их сочетание; продолжать обучать работать с интерактивной доской; закрепить произношение звуков и их сочетаний через чистоговорки, скороговорки.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие. Развитие познавательных способностей и эмоционально-личностной сферы детей; обогащение словаря за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение; развивать умение подбирать слова на заданную тему; развитие внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитательные. воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.
Методы и приемы: Словесные игры, чистоговорки, скороговорки, игры на классификации, вопросы, игры в паре.
Предварительная работа. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
Материал и оборудование.
Картинки с изображением ягод, фруктов, грибов, картинки с геометрическими фигурами, разрезные картинки – пазлы.
Деятельность педагога Деятельность детей
Разминка. Мозговой штурм.
Ребята, сейчас я буду говорить предложения, а вам нужно будет их закончить.
Дерево высокое, а куст …
Пчела летит, а гусеница …
Белый гриб съедобный, а мухомор…
Дорога широкая, а тропинка…
Лимон и апельсин – это…
Капуста и лук – это…
Стул и кровать – это…
Роза и ромашка – это…
А теперь скажи наоборот: тепло - …., сухой - …., громко -, сильный ветер -, полный -, сладкий - ….
Что больше: яблоко или вишня? Кто длиннее: змея или гусеница? Что толще: тетрадь или книга? Кто выше: жираф или лошадь? Что глубже: река или ручей? Кто старше: мама или дочка?
• Назови нужное слово:
Осень – дождь; зима –….; мальчик – брюки; девочка –…. ; птица – небо; рыба – …; день – солнце; ночь – …
• Какому предмету принадлежит эта часть? крыша -, колесо -, ветка -, воротник - …., страница - …., шнурки - …. Дети отвечают:
- низкий;
- ползет;
-ядовитый, несъедобный;
- узкая;
- фрукты;
- овощи;
- мебель;
- цветы.
Дети отвечают: холодно, мокрый, тихо, слабый ветер, пустой, горький.
Дети отвечают: яблоко, змея, книга, жираф, река, мама.
Дети называют: снег, юбка, река, луна.
Дети называют предметы: дом, автомобиль, дерево, пальто, книга, ботинки.
Мы с вами хорошо начали занятие, вы правильно отвечали, высказывали свои мысли. А как вы думаете, что помогает общаться нам друг с другом. Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на вопрос. А нам помогла речь.
А как вы думаете, хорошо это или нет, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Давайте каждый ответ доказывать. Поставим опыт, постарайтесь несколько минут обойтись без речи. Объединяйтесь в пары и каждый вспомнит игру, в которую вы хотели бы поиграть. Главное условие – нельзя пользоваться речью, нельзя говорить. Опыт подтверждает, что без речи невозможно ничего объяснить друг другу, но и даже договориться. Выслушиваются варианты ответов детей. Если дети не находят нужный ответ на вопрос, то воспитатель подсказывает.
Дети отвечают, что это хорошо, потому что …. (выслушиваются аргументы детей)
Ребята объединяются в пары и приходят к выводу, что без речи невозможно играть.
Секрет №1
Речь нам нужна и необходима для всего: чтобы договариваться, рассказывать, спрашивать, узнавать и просить, читать, слушать. Во всем, что мы делаем, нам помогает речь.
Пример – ребенок потерялся, чтоб его доставили домой, надо знать свой домашний адрес.
Молодцы, ребята. А кто подзабыл свой домашний адрес, спросите сегодня вечером у родителей, и запомните, т. к. вы видите, насколько это важно.
Дети говорят свой домашний адрес. выслушивается несколько вариантов ответов: г. Санкт-Петербург, пр. Наставников д. 12 корпус 2 кв. 64
Физкультминутка
Часы.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт, а в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают. Дети повторяют движения за педагогом.
Наклоны вправо- влево.
Дети садятся в глубокий присед.
Приседания.
Вращение туловищем вправо.
Вращение туловищем влево.
Ходьба на месте.
Замедление темпа ходьбы.
Бег на месте.
Дети останавливаются.
Секрет № 2
Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другой слушает. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймет. Этот секрет очень важное правило речи, которое соблюдать не так - то просто, но мы будем его выполнять.
Еще речь должна быть понятной, для этого четко и понятно нужно произносить слова. Давайте вспомним чистоговорки.
А-а-а - к нам пришла весна
У-у-у - я на улицу хочу
О-о-о - как весною хорошо
На-на-на - травка первая видна
Да-да-да - в ручейке журчит вода
Га-га-га – тают белые снега
Ра-ра-ра – гнезда вить пора Дети сначала хором повторяют эту чистоговорку, затем несколько желающих спрашивает воспитатель.
Секрет № 3
Речь должна быть вежливой, чтобы люди с удовольствием общались друг с другом и разговаривали друг с другом.
Игра «Подари улыбку»
(Придумать вежливые и ласковые слова и собрать их в шкатулку).
От ваших добрых и ласковых слов в группе стало сразу тепло, весело и солнечно. Из вежливых и ласковых слов составить небольшой рассказ (4-5 предложений). Дети придумывают вежливые и ласковые слова.
Воспитатель выслушивает нескольких некоторых ребят.
Дети составляют небольшие рассказы, и желающие рассказывают их всей группе.
Секрет № 4
Нельзя разговаривать и кричать при выполнении задания, которое необходимо выполнять в полной тишине. А также, как я уже говорила, нужно говорить по очереди, чтобы понимать друг друга. Кроме тех случаев, когда есть задание специально говорить одно и то же. Например, скороговорки.
Мяу – мяу – мурлычет Муся
Покорми меня, Маруся.
Вымыв миску губкой с мылом
Маша Мусю накормила.
Дети специально хором повторяют скороговорку, а затем желающие повторяют ее самостоятельно.
Оценка и рефлексия
Ребята, сегодня мы с вами поняли, насколько важна наша речь, раскрыли некоторые ее секреты. Давайте их вспомним.
А теперь закончи предложение:
Мне понравилось…
Мне было трудно …. Желающие отвечают.
Воспитатель спрашивает нескольких человек.