Алена Пименова
«Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам». План-конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
Цель мероприятия:
Задачи:
1. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Создавать ситуации, позволяющие ребёнку проявить и развить свои индивидуальные знания и способности. Продолжать развивать умение разыгрывать сцены по знакомым сказкам используя для этих целей различные виды театра. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности драматизации. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. («Социально – коммуникативное развитие»)
Публикация «„Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам“, План-конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Буккроссинг в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
2. Развивать воображение и творческую активность. Продолжать учить различать и правильно называть виды театра. («Познавательное развитие»)
3. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Закреплять знания о русских народных сказках, помогать детям различать и объяснять основные различия между их видами. («Речевое развитие»)
4. Развивать ценностно – смысловое восприятие и понимание произведений словесного искусства. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. («Художественно – эстетическое развитие»)
5. Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. («Физическое развитие»)
Предварительная работа: Проведение акции «Буккроссинг по – детсадовски»; чтение русских народных сказок, беседы и театрализованные игры по их содержанию.
Материалы и оборудование: проектор, презентация к НОД, волшебный сундучок с волшебными предметами из сказок (игла, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, волшебное зеркало, волшебный клубок, наливное яблочко и серебряное блюдечко, меч – кладенец и др., книги – подарок от Бабы Яги, колокольчики, куклы театра би – ба – бо, конусного театра, рулонный театр – тантамарески, красные и зеленые карточки для игры.
Детская деятельность Формы и методы
организации совместной деятельности
Двигательная Двигательная пауза.
Игровая Игры с правилами.
Коммуникативная Беседы, словесные игры, вопросы.
Музыкальная Ритмика и танцы.
Восприятие художественной
литературы Рассказывание, различные виды театра.
Логика образовательной деятельности :
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
Воспитатель переходит ко 2 слайду презентации, здоровается с детьми, обращает внимание детей на пришедших гостей, предлагает поздороваться с ними:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться :
- Доброе утро.
- Доброе утро! - Солнцу и птицам.
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Доброе утро, девочки!
- Доброе утро!
- Доброе утро, мальчики!
- Доброе утро!
- Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра.
Включает 3 слайд. Здороваются с воспитателем и гостями.
(Доброе утро, сказать вам рад
Наш любимый детский сад!
Мы ребята – «Почемучки»
Очень рады видеть Вас)
Воспитатель обращает внимание детей на колокольчики, предлагает немного с ними поиграть:
- Ребята, посмотрите какие чудесные колокольчики! Не хотите с ними немного поиграть?
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы будете с помощью колокольчика. Сейчас зазвонит колокольчик у тех, кто:
- любит рисовать
- любит мечтать и фантазировать
- любит читать книги
- любит сказки Дети берут колокольчики, играют с ними. Сформирован положительный эмоциональный настрой.
Педагог незаметно для детей переходит к 4 слайду презентации и обращает их внимание на странный звук, включает по очереди слайды 5, 6, 7, 8 презентации, беседует с Бабой Ягой:
- Дети послушайте, что за странный звук? Откуда он доносится? Как же нам быть, что делать?
Б. Я. : Ой, а вы кто такие? Где моя внучка Ягусенька?
В. : Здравствуй, бабушка. Мы ребята из д\с «Теремок».
Б. Я. : Все понятно. Опять старая неправильно логин ввела.
В: Бабушка Яга, ты такая расстроенная, у тебя что-нибудь случилось?
Б. Я. : Даже не знаю, как сказать! В нашем дремучем лесу появились какие – то «буккроссеры», а я за 300 лет и слова – то такого не слыхивала. Вот думала внучка поможет, расскажет кто это такие, чем занимаются. Эх…
В. : Ребята, мы же тоже буккроссеры может расскажем Бабе Яге о нашем движении?
Бабушка Яга, если ты не против, мы сейчас тебе все расскажем.
Б. Я. : Ой, как я рада! А то пока разберусь с этими логинами – паролями… Кладут колокольчики, подходят к ноутбуку.
Делают вывод что это видеозвонок.
Предлагают ответить на звонок.
Здороваются с Бабой Ягой, слушают рассказ о ее проблеме, соглашаются помочь.
Воспитатель включает переходит к 9 слайду презентации, беседует с детьми о движении буккроссеров :
- Ребята, вы знаете, что в нашей группе появилась волшебная полка «Путешествие книг или буккроссинг группы «Почемучки».
Расскажите для чего она нужна?
Объясните Бабе Яге как происходит путешествие книг.
Ребята скажите, пожалуйста, какая основная идея буккроссинга?
Затем педагог переходит к 10 слайду презентации с благодарностью Бабы Яги.
Б. Я. : Вот спасибо вам, мои милые! Книг у меня много, читать я люблю. Буду теперь тоже буккроссером, буду. (обрывается связь) Дети отвечают на заданные вопросы.
(На этой полке живут книги, отмеченные желтой наклейкой с бегущей книгой. С помощью полочки происходит обмен книгами, книговорот, путешествие книг, или буккроссинг.
Все, кто посещает нашу группу может принести прочитанную книгу, поставить на нашу полочку и взять любую книгу с этой же полки, так происходит обмен книгами среди наших ребят, их родителей, работников детского сада и гостей детского сада, эти книги остаются навсегда и могут перейти насовсем в другие руки, но взамен, надо принести ещё какую-нибудь книгу.
Идея буккроссинга довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому» Сформировано умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; умеют быть доброжелательными и корректными собеседниками, развита культура речевого общения. Активизирован словарный запас детей, развит интерес детей к художественной литературе.
Воспитатель сообщает, что звонок прервался, организует игру «Узнай сказку», включает слайды 12 – 17:
- Ребята звонок прервался, сейчас попробуем восстановить соединение. А пока, подумайте и скажите в каких литературных произведениях встречается персонаж «Баба Яга»
- Совершенно верно, в сказках. А вы любите русские народные сказки? Давайте это проверим.
- Предлагаю вам поиграть и узнать русскую народную сказку по фразе.
- Молодцы, ребята, все сказки узнали. Дети отвечают на вопрос педагога.
Играют в предложенную игру. Умеют согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Педагог организует работу по прочитанным русским народным сказкам, помогает в обыгрывании, проводит краткие беседы по содержанию сказок, включает слайды 18, 19:
- Ребята, на нашей полочке путешествующих книг появилось очень много книг с русскими народными сказками, многие из них подарили вы. Предлагаю вам отправиться в путешествие по прочитанным сказкам и рассказать о них своим товарищам с помощью театра.
(1 сказка - «Снегурочка».)
- Я знаю, что, Костя как раз принес на нашу полочку книгу с русской народной сказкой. Покажи, пожалуйста фрагмент из подаренной книги с помощью кукол. Как называется такой вид театра?
- В какое время года происходит действие сказки?
- Назовите главных героев сказки.
- Из чего вылепили дедушка и бабушка Снегурочку?
- Почему Снегурочка стала облачком?
- К какому же виду сказок она относится?
(2 сказка «Морозко».)
- Данила, ты тоже принес книгу с русской народной сказкой?
Покажи нам из нее фрагмент. Какой вид театра ты будешь использовать?
- Кто главные герои сказки?
- Кто такая «падчерица»?
- Расскажите – какая была падчерица? Это хорошие качества? Что она получила от Морозко?
- А старухина дочь какая? Это хорошие качества? Что она получила от Морозко?
- Как вы думаете они получили то, что заслужили?
Какой вывод мы можем сделать?
- К какому же виду сказок она относится? Заранее подготовленные дети обыгрывают фрагменты из прочитанных русских народных сказок с помощью различных видов театра.
Дети беседуют, отвечают на вопросы воспитателя.
(«Театр би-ба-бо». Снег при нагревании становится водой, а затем вода при нагревании становится паром, отсюда облачко пара)
(Театр тантамарески.
Не родная дочь.
Трудолюбивая, вежливая, добрая, ласковая, терпеливая.
Ленивая, злая, грубая, вредная.
Добро всегда вознаграждается, а зло – наказывается. Развито умение разыгрывать сцены по знакомым сказкам используя для этих целей различные виды театра. Дети умеют чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Развита творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; умеют использовать средства выразительности драматизации. Предоставлена возможность выступать перед сверстниками и другими гостями. Развито воображение и творческая активность. Умеют различать и правильно называть виды театра. Умеют содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Педагог организует физминутку под песню «Бабка Ёжка», переходит к 20 слайду презентации:
Ребята, посмотрите соединение с Бабой Ягой восстановлено. Чем это она занимается? Давайте потанцуем вместе с ней.
Связь прерывается, педагог включает слайд 21. Танцуют под песню «Бабка Ёжка» : Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Повышена умственная и физическая работоспособность, предупреждено утомление.
Педагог организует игру «В какой русской народной сказке Баба Яга живет» (слайд 22) :
- Связь снова нарушена. Но не будем отчаиваться, и поиграем в игру «В какой русской народной сказке Баба Яга живет». Я буду называть сказку, а вы поднимать карточки. Если в сказке есть персонаж «Баба Яга» - зеленую, нет – красную.
- «Петушок и бобовое зернышко», «Финист – ясный сокол», «Лиса и журавль», «Теремок», «Волшебное кольцо», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Волк и лиса», Каша из топора» и др. Играют в предложенную игру. Развита сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитатель предлагает детям продолжить работу по прочитанным сказкам :
3 сказка «Волк и лиса» (слайд 23).
- Ребята, Настя тоже принесла на полочку книгу с русской народной сказкой.
- Настя, покажешь отрывок из подаренной тобой книги? С помощью какого вида театра ты хотела бы это сделать?
- Назовите героев этой сказки.
- Как лисица добыла себе рыбки?
- Что сказала лиса волку?
- Что приговаривала лиса, когда волк нес ее домой?
- Какая лиса в этой сказке? Какой волк?
- К какому же виду сказок она относится?
- Спасибо ребята, эти сказки всего лишь небольшая часть из принесенных вами для акции книг. С помощью настольного конусного театра. Умеют содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Развита способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Закреплены знания о русских народных сказках, дети могут различать и объяснять основные различия между их видами.
Педагог организует игру «Из какой сказки предмет» (слайд 23) :
- Ребята, посмотрите какой интересный сундучок появился у нас, наверняка Баба Яга постаралась. А вот и записка. (Читает.)
«Спасибо вам ребята. Теперь я тоже стала буккроссером. В моем волшебном сундучке лежат волшебные предметы. Если вы правильно назовете из каких они русских народных сказок, то получите подарок для вашей полочки путешествующих книг.»
После того как дети отгадают из каких сказок волшебные предметы, воспитатель показывает детям пустой сундучок. Предполагает, что Баба Яга их обманула (слайд 24).
- Ребята никакого подарка в сундучке нет, наверное, Баба Яга нас обманула. Хотя, может быть попробовать его потрясти? (Трясет сундучок, из-под двойного дна достает подарок Бабы Яги – книги, переходит к 25 слайду) Вот так Баба Яга, вот так волшебница, не обманула нас! Вот он – наш подарок для полочки путешествующих книг! Дети называют сказки по волшебным предметам. Создана ситуация, позволяющая ребёнку проявить и развить свои индивидуальные знания.
Воспитатель подводит итоги занятия:
- Молодцы! Вы со всем справились! Теперь мы знаем, некоторые русские народные сказки, которые появились на нашей волшебной полочке.
- Назовите их.
- Скажите, что с этими книгами мы теперь можем делать как маленькие буккроссеры?
- Ребята, чем заканчиваются сказки?
- Ребята, я желаю вам чтобы все дела, все начинания в вашей жизни всегда заканчивались лишь добром, а зло всегда было бы наказано.
(Слайд 26.)
Отвечают на вопросы воспитателя.
Взять домой почитать с родителями, посмотреть иллюстрации, можем оставить себе, но взамен принести другую русскую народную сказку, можем почитать в группе, посмотреть иллюстрации и поставить на место
В сказках всегда добро побеждает зло. Развито общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками.
Развито ценностно – смысловое восприятие и понимание произведений словесного искусства.