Мария Шилова
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе «Звук [Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей со звуком Р’.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление правильной артикуляции и произношения звука Р’.
- Упражнение в определении места согласного звука в слове.
- Звуко-слоговой анализ слов, мягкий согласный.
- Схемы слов, предложений.
- Закрепить понятия гласный-согласный, мягкий, звук, слог – слово, предложение.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие фонематического слуха
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие зрительного восприятия и внимания.
Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в подготовительной к школе группе „Звук [Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков самостоятельности и инициативности.
Оборудование: Наглядный материал (картинки, пеналы для звукового анализа слова, мел, магниты-фишки.
Ход:
1. Орг. момент
Ребята, а вы знаете, какой вчера был день недели? А какой день наступит завтра? Назовите мне, пожалуйста, 6-ой день недели,1-ый и 4-ый! А сколько у нас выходных дней? Назовите их. Ребята, а что вы делаете в эти дни? Кто знает, какое сегодня число? (ответы детей) Молодцы!
А теперь скажите, а что такое звук? Какие звуки мы знаем? Каким цветом обозначаем гласные звуки? Какой фишкой обозначаем мягкие согласные? А какие согласные синей фишкой? (ответы детей)
Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить про звуки.
2. Объявление темы.
Послушайте стихотворение и скажите, про какой звук мы будем сегодня говорить? Какой звук чаще всего встречается?
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья. (Звук Р’)
Правильно! Сегодня мы будем говорить про звук Р’.
Какие слова вы запомнили с данным звуком? (дети по очереди отвечают)
3. Объяснение нового материала
Дидактическая игра «Новые слова» :
Ребята, а вы знаете, если заменить, хотя бы один звук в слове, его смысл изменится. Давайте проверим, так ли это? Замени в словах первый звук на звук Р, чтобы получились новые слова. (выполняют по цепочке)
Образец: Бис-Рис.
ПЕЧЬ КЕПКА ПИСК ПЕЧКА ЛЕПКА ЛЁВА
Игра «Глухой телефон» :
А сейчас мы с вами немножко поиграем в глухой телефон. Я назову слово, а вы по цепочке будете передавать его друг другу. Последний называет слово! (Гриб) Скажите, а в слове ГРИБ есть дежурный звук? Где он находится?
Характеристика звука Р’ :
Ребята, а какой звук Р’? Охарактеризуйте его. Как работают органы артикуляции? А какой он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? (вместе даём характеристику звука)
4. Введение сказочного персонажа:
К нам на занятие пришел пёс Шарик из Простоквашино. Как вы думаете, есть ли дежурный звук в его имени? Определите место этого звука в слове. В начале, в середине или в конце? Назовите гласные звуки в слове. А сколько слогов в слове Шарик? Давайте проверим, а для этого прохлопаем.
5. Дидактическая игра «Найди звук»
Шарик собирается идти в лес охотиться на диких зверей и птиц. Он собирает с собой некоторые вещи, которые нужно положить, как вы думаете куда, в портфель или в рюкзак? И объясните почему.
Давайте поможем ему в этом? Из всех предметов, которые он нашёл дома в рюкзак нужно положить только те предметы, в которых есть звук Р’. ( Картинки: Верёвка, фонарь, револьвер, варенье, зонт, топор, стул).
6. Физ. минутка:
Собираясь на охоту Шарик немного устал и решил отдохнуть. Давайте сделаем физ. культ. минутку вместе с ним.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Правая-Левая строят города,
Правая-Левая водят поезда,
Правая-Левая умеют шить и штопать,
Правая-Левая умеют громко хлопать.
7. Игра «Не порви цепочку»
Отправившись на охоту в лес, Шарик обнаружил, что тропинка, по которой он идёт, состоит из слогов, помогите ему добраться до леса, да так что бы она ни в коем случае не порвалась. Я называю слоги, а вы по цепочке будете повторять по одному слогу за мной!
Ри-Рю-Ре, Ря-Ре-Рю, Ря-Ри-Ре, Ре-Ри-Рю.
Молодцы ребята, вы помогли Шарику дойти до леса.
8. Анализ слова:
А пока Шарик в лесу, давайте вспомним, что мы обозначаем красной фишкой? Что мы обозначаем зелёной фишкой? А что обозначаем синей фишкой? Что мы обозначаем короткой полоской? А что длинной полоской? Молодцы.
Целый день, проведя в лесу наш Шарик, поймал добычу. И знаете кого?
Глухаря! А знаете кто такой глухарь? (ответы детей)
Открываем свои пеналы. Давайте проанализируем слово глухарь?
Давайте проанализируем это слово? Назовите гласные звуки в этом слове? Назовите мягкий согласный в слове?
9. Работа со схемой предложения:
А сейчас придумайте предложение по следующей схеме со словом Глухарь.
___ ___ ___ ___ ___ .
Наводим порядок на столах.
10. Игра «Найди дежурный звук в слове» :
Послушайте стих и назовите все слова со звуком Р’
Шарик курице подарит
Три рисунка, и фонарик,
И парик. Прикрывши двери,
Курица парик примерит.
12. Итог занятия:
С каким звуком мы сегодня знакомились? А какой он?
Ребята, вы сегодня хорошо поработали и очень помогли Шарику, в благодарность он решил вам подарить наклейки, но чтобы получить их нужно назвать по одному слову, где встречается дежурный звук!