Елена Махмутова
Конспект ООД по формированию звуковой культуры речи «Звук [ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова со звуком «ц». Развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук.
Интеграции с другими образовательными областями:
познавательное развитие: упражнять в умении слушать и находить картинки с заданным количеством.
Публикация «Конспект ООД по формированию звуковой культуры речи „Звук [ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
речевое развитие: вступление в диалог с взрослым, внимательно слушать педагога, отвечать друг за другом, не перебивать товарища, анализировать ответы детей с помощью взрослого, чтение стихотворения «Из колодца принесла курица водицы» (слова народные).
художественно-эстетическое развитие: развитие мелкой моторики пальцев рук
социально-коммуникативное развитие: развивать умение действовать согласованно в игре, общаться со сверстниками без конфликтов.
Оборудование и атрибуты:
сундук для сюрпризного момента, игровое пособие – клоун «Язычок», светильник светодиодный, ТВ-экран, аудиозаписи для изобразительной деятельности, малоподвижной игры, сюрпризного момента, восковые мелки, листы для раскрашивания на звук «Ц».
Ход занятия.
Звучит музыка (волшебные звуки). Ребятки, вы слышите – волшебные звуки. Откуда слышна эта музыка? Мне кажется, звуки идут отсюда. (воспитатель открывает накрытый тканью «волшебный сундук». Из сундука видно «волшебное сияние».)
Воспитатель: произошло настоящее чудо, в пустом сундучке появился клоун «Язычок»(вытаскивает клоуна). Здравствуй, клоун Язычок!
Клоун: Здравствуйте ребятки! Меня прислала к вам добрая фея, я хочу сегодня вместе с вами поиграть.
Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику. Давайте вместе с клоуном сделаем артикуляционную гимнастику.
Комплекс артикуляционной гимнастики
«Улыбка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке зубы сомкнуты и не видны.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
«Хоботок»
Вытянуть губы вперед и расслабить. Повторить.
«Наказать непослушный язычок»
Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».
«Часики»
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
Дети сидят на стульчиках. Ребята, и клоун Язычок, послушайте, какое забавное стихотворение я вам прочитаю:
Из колодца принесла курица водицы,
И цыплята всей семьей побежали мыться,
Только Цып стоит в сторонке,
Не желает мыться,
Потому что, как огня, он воды боится.
И сказала мама строго:
«Мыться, дети все должны,
Цып играть не будет с нами,
Нам неряхи не нужны».
Понравилось вам это стихотворение? О ком в нем говорится? Что принесла мама курица своим цыплятам? Где брала водицу курица? Все ли цыплята любили мыться? Что сказала цыплятам мама-курица? Послушайте стихотворение еще раз и скажите, какой звук в нем встречается очень часто. (При чтении воспитатель интонирует звук «ц» в словах). В каких словах слышится этот звук?
- Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно.
А теперь ребята, давайте научимся правильно произносить звук Ц вместе с клоуном Язычком. Губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.
Давайте все вместе произнесем звук Ц (держит в руках клоуна).
Теперь произнесут звук девочки, теперь мальчики. молодцы!
Предлагается игра на внимание «Наседка и цыплята».
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду наседкой, а вы цыплятами (раздает карточки с нарисованными на них цыплятами, одним, двумя, тремя).
Мы будем гулять на полянке, искать червячков. Как только я вас позову, вы прибежите ко мне. Но будьте внимательны. Если я сказу «цып» один раз, то ко мне подойдут дети, у которых нарисован один цыпленок, если два – то те у которых нарисовано два цыпленка.
Молодцы ребята! Положите карточки мне на стол.
Садитесь на свои места.
Звук «ц», ребята, живет во многих словах. Давайте еще поиграем. Я буду показывать картинку. Если в ее названии есть звук ц, вы хлопаете в ладоши. (Воспитатель показывает детям картинки на ТВ с изображениями цветка, курицы, яйца и др.) Молодцы, ребята. А теперь давайте расскажем нашему клоуну стихи, загадки, потешки, где часто повторяется звук «ц».
Ца-ца-ца – белая овца
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо
Цы-цы-цы – мы ели огурцы,
Це-це-це – румянец на лице.
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице.
Разучивание загадок с детьми
Молодцы, ребята!
Посмотрите, у вас на столах лежат картинки. Переверните их. И раскрасьте те из них, в которых есть звук Ц. (дети рисуют, звучит музыка)
А сейчас клоун язычок хочет посмотреть, какие картинки вы раскрасили.
Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? В каких словах он нам встречался? Произнесите это звук. Молодцы.
В конце занятия воспитатель анализирует, выделяя положительные и отрицательные моменты занятия; акцентируя правильное произношение звука Ц детьми.