Елена Пашинина
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках;
- формировать навык слого-звукового анализа слов;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами;
-учить согласовывать числительные с существительными;
-закреплять навык составления предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам;
2. Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;
-развивать мышление, память, связную речь;
3. Воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мультимедийное оборудование, презентация, предметные картинки на звуки ш-ж, фишки для звукового анализа, су-джок шарики.
План занятия:
1. Организационный момент. Дети в кругу
-Ребята, какой у нас девиз?
«Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно»
-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка». слайд 2
2. Постановка цели занятия
Загадки
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея) выставляется картинка
-Как жужжит жук? (жжж)
-Как шипит змея? (шшш)
-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.
3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
-Какой фишкой обозначим звук ш? ж? (к картинкам жука и змейки прикрепляем соответствующую фишку)
4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Светофор»
Дети поднимают символы: жук, змейка.
Словарный материал:
шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/
5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.
А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Картинки на слайдах 3-8
Слова:
снег-снежок утюг -утюжок
сапог-сапожок петух-петушок
флаг-флажок пирог-пирожок
Б)Игровое упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными.
-Пройдите по снежкам и посчитайте со словами-названиями картинок (индивид. картинки)
Слова: жук, кошка, подушка, желудь, ёжик.
В) Классификация картинок со звуками ш-ж «Подарим картинки жуку и змейке». Определение места звука в слове.
Работа по индивидуальным картинкам.
Г) Подвижная игра «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем…» Деление слов на слоги.
Работа по картинкам на доске.
6. Игра «Четвёртый лишний». Звуковой анализ слова «жук».
Картинки: шуба, шапка, жук, шарф. Слайд 9
-Какая картинка лишняя, почему?
-Назовите первый звук в слове «Жук». Какой звук /ж/? (согласный твёрдый. звонкий). Какой фишкой обозначим? (синей с колокольчиком)
Аналогично анализируем второй и третий звук
Проверяем на слайде 10.
7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом
Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.
Низко -низко наклоняюсь.
8. Составление предложений по сюжетным картинкам на слайдах 11-15.
Женя едет на машине.
Алёша держит флажок.
В лукошке лежат вишни.
Миша катается на лыжах.
Пожарник тушит пожар.
9. Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках. Картинки на слайдах 16-21
*Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
«Уходи колючий ёж
В тёмный лес,
Где ты живёшь». (все вместе с су-джок шариками)
*Вяжет на зиму жираф
Шерстяной пушистый шарф.
*Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
*В темноте шуршал камыш,
Кошка думала, что мышь,
Прибежала в камыши,
В камышах нет ни души.
*Ежу на ужин мышонок нужен.
*Хорош пирожок,
Внутри творожок.
10 Итог.
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Чем они похожи, чем отличаются?
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж.