Анна Баранова
Конспект НОД по ФЦКМ «Откуда хлеб пришёл?» с детьми старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление детей о хлебе как продукте деятельности работников сельского хозяйства.
Задачи:
1. коррекционно – образовательные:
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- дать представление о том, как хлеб «пришёл» к нам на стол;
- сформировать понимание что хлеб – это итог работы многих людей.
2. коррекционно - развивающие:
- развивать речь детей;
- обогащать словарный запас;
- развитие внимания, наблюдательности, мышления.
3. воспитательные:
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Материал: презентация на тему «Откуда хлеб пришел», изображения хлебобулочных изделий.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте знакомиться – это Ира и Максим. Пришли они к нам попросить помощи. Вам интересно узнать, о чем они хотят вас просить?
Дети: - Да, интересно.
Воспитатель: - Ира и Максим живут с родителями в городе, и каждое лето гостят в деревне у своей бабушки. На исходе лета повела их бабушка в поле, где пшеница посеяна, показать, как хлеб растет. Идут они по полю. А колосьев на поле видимо-невидимо. Спрашивают они у бабушки:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, отвечает бабушка.
Смотрят Ира и Максим на усатые колоски – высокие золотые стебли с метелками вверху покачиваются на ветру, но булок на них нет.
- Может, бабушка шутит, обманывает нас?- думают Ира с Максимом.
Вот поэтому ребята и пришли к нам, спросить у вас: разве могут, тяжелые булки хлеба расти на тоненьких колосках?
Дети: - Нет, не могут.
Воспитатель: - Ира и Максим не знают, что булки и пряники не растут на поле. Как же быть?
Дети: - Нужно рассказать Ире и Максиму, откуда к нам на стол приходит хлеб.
Основная часть
Воспитатель: - Мы поговорим сегодня о важном продукте – о хлебе, узнаем, откуда хлеб «пришёл».
Рассматриваем с детьми каравай хлеба на столе.
Воспитатель: - Опишите ребята, какой он, хлеб?
Дети: - Хлеб мягкий, душистый, круглый, пшеничный.
Воспитатель: - Не всегда хлеб был на столе у людей. Сначала человек попробовал жевать зерна. Они показались ему очень вкусными. Затем эти зерна научились растирать камнями и получать муку, из муки месили тесто. Но без дрожжей хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным как сегодня. Сегодня пекут хлеб из заквашенного теста. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Гостя на Руси всегда встречают хлебом и солью. Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и попасть к нам на стол. Как же он попал к нам в детский сад?
Дети: - Хлеб привезли из магазина, из пекарни.
Воспитатель: - Как появился он в пекарне?
Дети: - Хлеб испекли из теста, с использованием воды, муки и соли.
Воспитатель: - Откуда появилась мука?
Дети: - Её смололи на мукомольном заводе из пшеничного или ржаного зерна.
Воспитатель: - Откуда появилось это зерно?
Дети: - Зерно появилось из колосков, которые собирают на полях.
Воспитатель: - Чтобы вырастить колоски, полные зерна, трудятся люди разных профессий. Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют хлеборобами. Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю.
Физкультминутка
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало. (руки над головой)
Дождик землю поливал, и росточек подрастал. (медленно встают)
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. (руки в сторону)
Воспитатель: - А сейчас присядем на стульчики и посмотрим всю историю появления хлеба на нашем столе.
Просмотр слайдов на проекторе с комментариями воспитателя.
Воспитатель: - Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: - Комбайнёр.
Воспитатель: - Что же делает комбайн?
Дети: - Собирает колосья.
Воспитатель:- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: - На мельницу.
Воспитатель: - Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: - На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: - Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари. На хлебозаводе пекут не только хлеб. Что еще?
Дети: - Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: - Назовите их?
Дети: - Пирожки, плюшки, рогалики, баранки, сушки, ватрушки, сухари, пряники, печенье.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус?
Ответы детей:
Воспитатель: - Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой) - пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой) - ржаной.
Колосок из зерна овса (какой) - овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой) - гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой) - ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой) - кукурузный.
Воспитатель: - Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – это богатство в доме. Для чего вообще нужен нам хлеб?
Дети: - Для того чтобы расти, быть сильными, здоровыми.
Воспитатель: - Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него. Я скажу свою пословицу: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
Воспитатель: - А теперь вы скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
• Худой обед коли, хлеба нет.
• Хлеб – батюшка, водица — матушка.
• Хлеб – кормилец.
Воспитатель: - Да, ребята, хлеб нужен всем! Не зря в народе говорят:
«Хлеб - всему голова!».
Воспитатель: - С детских лет мы учимся ценить и беречь каждый кусочек хлеба. А вы знаете, как нужно обращаться с хлебом?
Дети: - Брать хлеба столько, сколько съешь.
- Не играть с хлебом.
- Остатки хлеба отдать птицам, домашним животным.
- Черствый хлеб не выбрасывать, из него можно приготовить различные блюда.
- Уважать хлеб и труд хлеборобов самому и учить этому других.
Воспитатель: - Правильно, к хлебу нужно относиться с уважением. К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь – не бери.
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог
Рефлексия
Воспитатель: - Как вы думаете, смогли мы помочь Ире и Максиму? Мы ответили на их вопрос: откуда приходит хлеб на стол? Теперь Ира и Максим запомнят, что булки растут не на колосках, а пекут хлеб из муки, которую получают из зерен колосков.