Евгения Волкова
Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшего возраста «В гостях у принцессы Капельки. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшего возраста : «В гостях у принцессы Капельки».
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
• показать детям значение воды в жизни человека;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшего возраста „В гостях у принцессы Капельки, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
• закрепить умение моделировать, пользуясь методом маленьких человечков;
• формировать основы системного мышления и логического анализа.
2. Задачи на развитие связанной речи:
• активизировать в речи детей употребление сложных предложений и прилагательных (подбором определений);
• закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
• учить подбирать слова – антонимы.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
• дать детям почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Материал к занятию: кукла принцесса Капелька, письмо с просьбой о помощи, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, карточки с изображением морских обитателей, доска, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум волн, Магнитная доска, на которой нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др., фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме “Морские животные”, “Рыбы”, прогулки к водоему, наблюдение и уход за обитателями аквариума, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: К нам пришло письмо от принцессы Капельки с просьбой о помощи. В её королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала обитателей королевства. Поможем расколдовать?
Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет принцесса Капелька?
Дети: Принцесса Капелька живет в воде.
Воспитатель: Почему вы решили, что принцесса Капелька живёт в воде?
Дети: Водоёмы состоят из капель воды.
Воспитатель: А на чём можно добраться к принце Капельке?
Воспитатель: Давайте рассмотрим глобус и найдём на нём наш посёлок.
Воспитатель: Ой, посмотрите, на глобусе появился какой-то флажок!
Дети: Там, наверное дом принцессы Капельки.
Воспитатель: Я тоже так думаю. Ну раз вы сказали, что принцесса Капелька живёт в воде то к ней добираться нужно тоже по воде. А в нашем посёлке есть какой-нибудь водоём? Река?
Дети: Да, Миус.
Воспитатель: А, что мы с собой возьмём в путешествие?
Дети: Еду, игрушки, одежду.
Воспитатель: А воду нужно брать?
Дети: Нужно.
Воспитатель: Да она тяжёлая, может прям из моря, океана пить будем?
Дети: Нет она не вкусная, грязная, солённая.
Воспитатель: А хотите на вкус попробовать морскую воду?
Дети: Да.
Воспитатель: Я конечно не прям с моря воду взяла, а просто добавила соли.
Дети пробуют воду в стаканах.
Дети: Солённая!
Воспитатель: А теперь попробуйте пресную воду, которая протекает в реках и после очистки попадает к нам в кран. Она пригодная для питья.
Дети: Вкусная, не солённая!
Воспитатель: Значит надо с собой воду брать.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наш глобус и узнаем каких же водоёмов больше с солённой водой или пресной.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает внимание детей, что на глобусе больше синего цвета.
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря, озёра, синие линии – это реки.
Воспитатель: Где мы ещё встречали воду в нашем посёлке? В детском саду? В квартире?
Обращает внимание детей, через наш посёлок Матвеев Курган протекает река Миусс. Вместе с детьми находят Миус на глобусе и прослеживают “путь Миуса” до Азовского моря. Педагог побуждает детей подбирать прилагательные, определяющие какой Миус: длинный, широкий, местами узкий, мощный и т. д.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Ответы детей : Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т. д.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды.
- Как мы видим на глобусе, воды на земле много. Но почему же говорят: “Воду надо беречь”?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Вот теперь мы всё знаем о воде. А на чём мы доберемся к принцессе Капельке?
Воспитатель вместе с детьми рассматривают группу и ищет на чём можно доплыть.
Дети: Мы нашли!
Воспитатель: Молодцы, а что это?
Дети: Лодка
Воспитатель: Ну поплыли! Ой что-то мешает - камень!
Воспитатель убирает камень с пути, а под ним находит загадки от злой Волшебницы про морских обитателей (метод – системный оператор)
Воспитатель: ну, теперь поплыли, а чтобы нам не было скучно, давайте сыграем в игру: “Хорошо – плохо: вода”.
Дидактическая игра: Дети по очереди называют “хорошие” и “плохие” качества воды.
Воспитатель: Ой, что-то холодно стало, и наша лодка не плывёт! Что случилось?
Дети: Мороз заморозил реку!
Воспитатель: и как же нам дальше плыть?
Дети: можно дойти по замёрзшему льду к принцессе Капельке.
Дети встаю с лодки и направляются к столу.
Воспитатель: Ребята, посмотри здесь спрятаны кусочки льда.
- Что происходит со льдом в тепле?
- Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Проводим опыт: бросаем кубики льда в стакан с горячей водой и в стакан с холодной водой. Дети делают вывод: в горячей воде лед тает быстрее.
- Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть в игру “Волны”. Цель игры: снятие напряжения, создание положительных эмоций.
Воспитатель: Ой, посмотрите какая необычная палочка. Какая-то записка.
Воспитатель читает: «Вы уже близко. Этот посох поможет вам быстрее добраться к моему королевству. Принцесса Капелька»
Воспитатель: А что, же нужно сделать чтобы он заработал?
Дети: Потереть, постучать.
Воспитатель и дети, трут и стуча, но ничего н происходит.
Воспитатель: Может попробуем перевернуть?
Дети: Да
Воспитатель переворачивает её и слышен шум дождя, волн.
Попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.
Затем воспитатель предлагает всем по очереди детям “искупаться в море”. “Купающиеся” становятся в центр, “волны” подбегают к ним и, поглаживая, тихонько проговаривают слова: “Мы любим вас, мы любим вас”.
Воспитатель: Молодцы ребята. По-моему я вижу королевство принцессы капельки.
Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство принцессы Капельки. Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На магнитной доске, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза).
Воспитатель предлагает расколдовать рыб, дорисовав их при помощи фломастеров. По окончанию работы принцесса Капелька благодарит детей и дарит всем призовые медальки.
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята по кругу передавая капельку, высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Выбирая осьминога, отвечаешь на вопрос: «Сегодня я узнал…»
Выбирая кита, отвечаешь на вопрос: «Было интересно узнать…»
Выбирая акулу, отвечаешь на вопрос: «Было трудно выполнять…»