Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Лаборатория Воды, или в гостях у Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа
Тема: «Лаборатория Воды или в гостях у Капельки» (познавательно-исследовательская деятельность)
Образовательные задачи :
• формировать представления о воде, как природном ресурсе и способах очистки воды;
• развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
• развивать умение схематично изображать проделанные действия;
Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Лаборатория Воды, или в гостях у Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• учить самостоятельно выбирать себе партнеров для занятий, организовывать работу в своей подгруппе;
• закреплять в речи детей слово «фильтр»
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• мультимедийная презентация с заданиями «Волшебница вода», «Схема движения воды из реки в кран»
• Резерв: мультфильм мосводоканала «В царстве чистой воды»
Раздаточный материал:
• стаканчики прозрачные – 3 шт.
• карандаши, бумага для рисования – 3 набора
• сито, ватный диск, бинт
• бутылочки с грязной водой – 3 шт.
• лейка бытовая – 3 шт.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о способах очищения воды.
«Детская цель»- помочь Капельке решить спор между учеными-капельками в «Лаборатории воды» на предмет лучшего фильтра для очистки воды.
Новое знание – качество очищения воды от примесей зависит от плотности фильтра, через который она проходит.
Индивидуальное затруднение ребенка - невозможность определить качество очищения воды определенным фильтром.
Причина затруднения – неподтвержденность выводов, отсутствие практического действия.
Способ преодоления затруднения - провести опыт.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, опираясь на личный опыт ребенка
- Посмотрите друг на друга. Все опрятны? Что помогает вам быть опрятными и содержать свое тело в чистоте?
Ответы детей (вода)
- Где в квартире можно обнаружить воду?
- Для чего нужна вода в доме и как ее используют в вашей семье?
Ответы детей.
-Я хочу познакомить вас с интересной особой, она служит в Ростовском водоканале.
На доске появляется Капелька.
- Здравствуйте мальчики и девочки. Меня зовут Капелька. Когда-то я жила в реке Дон, но с тех пор утекло много воды. Сейчас я служу в Ростовском водоканале, старательно слежу, чтобы вода без перебоя поступала в дома людей.
- Откуда берется вода в кранах? Вы каждый день пользуетесь этой водой, а она всё течёт, не кончается. Ответы детей (из реки, озера, пруда, из-под земли)
В кране вода - из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой.
- Что такое фильтр? Ответы детей.
Педагог дает понятие слову фильтр (для жидкостей) - устройство, предназначенное для очистки воды от вредных веществ или микроорганизмов.
Капелька :
- В Ростовском водоканале много интересного. Я хочу провести маленькую экскурсию для вас. Хотите?
Презентация «В гостях у Капельки» (объекты водоканала)
В нашей лаборатории работают Капельки - учёные. Они испытывают новые фильтры для очистки воды. Но вот беда они жуткие спорщики - поэтому никак не могут определить, какой фильтр для воды лучше. Помогите мне и моим друзьям ученым решить этот спор.
Педагог:
-Вы хотите помочь ученым, побывать в лаборатории, и провести свои опыты с водой? Сможете? Отправляемся в Лабораторию Воды.
2. Актуализация знаний.
- В «Лабораторию воды» попасть не просто. Нужно о воде знать очень много. Ну, я думаю, это будет вам по плечу.
Мультимедийная презентация: «Волшебница вода» (четвертый лишний)
3. Затруднение в ситуации
Дидактическая задача: моделирование ситуации, в которой дети сталкиваются с индивидуальным затруднением.
- Вы доказали, что знаете много и можете находиться в лаборатории.
Педагог показывает воду «из реки» (мутную, с примесями).
- Перед вами три фильтра: назовите их (сито, бинт, ватный диск).
- Как вы считаете, какой из этих фильтров самый лучший для очистки воды?
Ответы детей (подвести к тому, что и они не смогли дать конкретный ответ Капельке)
Почему вы не решили спор Капелек-ученых?
Ответы детей (Потому что сами наверняка не знаем, какой фильтр лучше).
- Что нужно сделать, чтобы получить верный ответ?
Ответы детей (испытать все три фильтра).
- Ваши предложения, каким образом построим работу?
Ответы детей (пропустить воду через все три фильтра и сравнить очищенную воду).
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Экспериментирование «Фильтрация воды» (работа в подгруппах)
Дидактическая задача: вовлечение детей в самостоятельное решение проблемы путем эксперимента, формирование представления о процессе очистки воды разными фильтрами.
Педагог обсуждает с детьми пошаговое выполнение опыта: 1 – в свободную ёмкость устанавливаем фильтр, 2- процеживаем через него воду, 3 – определяем прозрачность воды, 4- зарисовываем на карточке. Чтобы быстрей решить спор, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которой будет испытывать свой фильтр.
Выполнение опыта детьми. Сравнение результатов. Графическая фиксация.
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактическая задача: формировать представления о движении пресной воды от водоема в краны домов, закреплять знания об этапах очистки воды
4.1. Упражнение «Путь воды из реки в кран»
Дидактические задачи: формировать представления о движении пресной воды от водоёма в краны домов, закреплять знания об этапах очистки воды (групповая форма работы)
На экране представлена «Схема пути воды от реки к крану». Педагог дает характеристику каждому этапу. На этапе фильтрации пробел. Задача детей – воспроизвести схему на столе, включив в нее схему нарисованную детьми схему наиболее качественного фильтра и дать обоснование своему выбору.
4.2. Резерв
Просмотр мультфильма «Путешествие капельки» (мосводоканал)
5 Осмысление (итог)
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Где мы сегодня побывали? (в «Лаборатории Воды»)
-Кому и чем помогали?
- Что нового узнали?
- Как вы узнали, какой фильтр лучше очищает воду?
- Какие чувства испытали, когда помогли ученным найти ответ?
Молодцы, что помогли Капельке и ее друзьям ученым определить какие фильтры лучше, ведь благодаря вам вода, поступающая в краны во все дома, будет очищена правильно, а значит, будет безопасна.
Комментарии к сценарию
Используемая литература:
• Рыжова Н. А. Вода вокруг нас.
• Методический бюллетень по результатам работы районной творческой группы по сетевому взаимодействию «Экспериментально-опытная деятельность детей в рамках сетевого взаимодействия» (2009г.)
• Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»
Конечный продукт:
• представление о воде, как природном ресурсе, способах очистки воды, графическая фиксация своих действий.
Критерии:
• самостоятельное определение сути экспериментального опыта, руководствуясь предложенными материалами; самостоятельное проведение экспериментальной деятельности, графическая фиксация действия;
• формулирование в речи достигнутого или не достигнутого результата.