Юлия Сорокина
Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Перелётные птицы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала воспитатель Сорокина Ю. Н.
Цель: формирование представлений детей о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные :
формирование представлений о перелётных птицах.
Закрепить умение определять части света на карте и глобусе.
Закрепить умение связанно и последовательно формулировать полный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД в образовательной области „Познавательное развитие“ на тему „Перелётные птицы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Формирование мыслительных операций:
- обобщение (видовые понятия – птицы, перелётные птицы,
- распределение предметов в группы по заданному свойству,
- анализ свойств объектов,
- классификация.
Развитие зрительной памяти, внимания.
Активизация словаря по теме «Перелётные птицы».
Воспитательные:
Мотивировать детей оказывать помощь в трудных ситуациях.
Развивать коммуникативные умения.
Закрепить правила поведения в коллективной игре.
Воспитывать любознательность.
Материалы:
Демонстрационный материал: книга Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», письмо, карта, глобус.
Раздаточный материал: карточки с изображением перелётных, зимующих, кочующих птиц. Карточки с изображением различных видов перьев, хвостов, крыльев различных птиц. Иллюстрации с изображением воздушного транспорта, карточки-схемы выстраивания птиц при полёте.
Предварительная работа с детьми:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», работа по лексической теме «Перелётные птицы», работа с картой и глобусом.
Ход:
1. Введение в игровую ситуацию.
На столе письмо от Дюймовочка. Книга Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» с красочными иллюстрациями.
В. : Вы хотите узнать, ребята, от кого это письмо? Кто нам может прислать письмо?
Воспитатель раскрывает конверт.
В. : Дети, это письмо от Дюймовочки. Интересно, что же она пишет? Давайте почитаем!
Воспитатель читает письмо: «Ребята, я спешу вам сообщить большую радость о том, что скоро наступит зима. Скоро вы снова наденете валенки и шубы, рукавицы, будете кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А я мечтаю о тёплых странах, о ласковом солнышке, о красивых цветах. Но не знаю, как мне попасть туда. Может, вы мне сможете помочь? Я буду вам очень благодарна!»
В. : Ребята, как вы считаете, мы с вами можем помочь Дюймовочке попасть в тёплые края?
Д. : Конечно сможем!
В. : Давайте подумаем, как может Дюймовочка попасть в тёплые страны?
Д. : Она может полететь на самолёте или поехать на поезде.
Воспитатель обращает внимание на книгу и просит детей вспомнить, кто помог Дюймовочке в сказке попасть в тёплые края.
Д. : Ласточка.
В. : Ребята, значит, Дюцмовочка может отправиться в тёплые страны с птицами?
В. : А с какими птицами? Мы можем ей рассказать?
В. : Ребята, а как вы думаете, как Дюцмоврчка узнает всё, о чём мы ей расскажем?
Д. : Мы нарисуем ей рисунки о птицах и напишем письмо.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу.
2. Игровая деятельность.
На столе глобус, карта, на которой ясно обозначены север и юг, центральный район, моря и океаны, различные страны (карта прикрыта).
Игра «Классификация птиц»
Дидактические задачи:
1. Активизировать знания детей о птицах.
2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развитие внимания.
На магнитной доске расположены иллюстрации перелётных, зимующих, кочующих птиц. Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации. Педагог даё т детям задание: распределить все картинки на три группы : зимующие птицы, перелётные, кочующие птицы.
В. : Ребята, назовите птиц в каждой группе, объясните свой выбор.
Д. : Зимующие и кочующие птицы остаются жить около человека, в лесу. Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края.
Воспитатель подводит детей к тому, что Дюймовочка может полететь в тёплые страны с перелётными птицами.
В. : Давайте ещё раз назовём, каких перелётных птиц вы знаете.
В. : Прилетят ли они назад?
Д. : Вернуться, потому, что здесь их «дом», здесь они выводят птенцов.
В. : Как вы думаете, могли бы они перезимовать в нашей полосе?
Д. : Нет, та как зимой холодно и мало кормов.
В. : Давайте вспомним последовательность отлёта птиц.
Игра «Кто за кем летит»
Дидактические задачи:
1. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развитие внимания.
2. Закреплять умение распределять предметы в группы по заданному свойству.
Задание: распредели картинки на столе так, чтобы была видна последовательность их отлёта.
Д. : Первыми улетают насекомоядные птицы, вторыми – зерноядные птицы, затем водоплавающие и последними улетают грачи.
После игры воспитатель обращает внимание детей на ту половину стола, где заранее была приготовлена карта.
В. : Давайте на карте и на глобусе найдём север, юг и наш регион. На карте нанесены разные страны. Перелётные птицы улетают в разные части нашего Земного шара.
Давайте найдём на карте те страны, куда может полететь Дюймовочка вместе с перелётными птицами, и где зимуют перелётные птицы отметим флажками. (работа с картой)
В. : Ласточки и мухоловки улетают в Африку, чечевицы – канарейкины родственницы – в Индию, скворцы – в Туркмению, а некоторые из них в Италию, Англию и Францию, дикие утки – в Англию и Францию.
В. : Ребята, подарим нашу карту Дюймовочке?
Физкультминутка: «Птички»
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
В. :Как вы думаете, почему птицы могут летать на такие огромные расстояния?
Д. : Птицы заранее готовятся к отлёту. Оно выносливые и у них сильные крылья.
Педагог внимательно слушает ответы детей и предлагает перейти к столику, на котором разложены иллюстрации и предметы: иллюстрации с изображением крыльев различных птиц, перьев, хвостов; иллюстрации самолёта, вертолёта, аэроплана, воздушного змея, самолётика из бумаги.
Игра «Помоги птичке полететь»
Дидактическая задача:
1. Активизировать знания детей об особенностях строения птиц.
2. Тренировать мыслительные операции: анализ свойств исследуемых объектов.
Воспитатель просит детей разделиться на пары и выбрать те картинки и предметы, на которых изображено то, что помогает птицам летать. Воспитатель предлагает каждой паре детей объяснить свой выбор. Совместно с детьми делается вывод.
В. : Чем же перья отличаются друг от друга? Какие из них согревают птицу?
Д. : Пуховые.
В. : Где на теле птиц растут пуховые перья?
Д. : Они расположены близко к телу и согревают птиц.
В. : У птиц есть ещё маховые и рулевые перья. Рулевые перья помогают птице лететь в нужном направлении, и расположены в хвосте.
Педагог просит подойти детей к мягкому коврику.
В. : Дети, а сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть.
Подвижная игра «Ласточки и мошки»
Играющие дети (мошки) летают на поляне и напевают: «Мошки летают, ласточку не замечают. Жу – жу - жу. Зу - зу – зу». Ласточка сидит в гнезде и слушает. По окончании песенки она говорит: «ласточка встанет, мошку поймает». С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Мошки быстро приседают. Мошка, не успевающая присесть, становиться ласточкой и игра продолжается.
Далее педагог показывает детям магнитную доску, где нарисованы схемы.
В. : Как вы думаете, что изображено на этих схемах?
Д. :
В. : Так могут выстраиваться стаи птиц при отлёте.
Игра «Стайки птиц»
Дидактические задачи:
1. Тренировать мыслительные операции: сравнение свойств объектов.
2. Развивать зрительную память.
Детям предлагается разделиться на группы, выбрать одну из схем, построиться в соответствии со схемой и рассказать, какие птицы как летят.
Д. : Птицы чаще всего летят стайкой или клином. Так летят гуси и журавли.
Д. : Птицы могут лететь шеренгой. Так летят утки и журавли.
Д. : А ещё некоторые птицы летят в одиночку. Так летят кукушки и соловьи.
В. : Дети, давайте полетаем как птицы. (динамическая пауза)
В. : Ребята, вы такие молодцы! Давайте положим в конверт для Дюймовочки и схемы полёта.
3. Итог:
В. : Кому мы с вами сегодня помогли?
В. : В чём мы помогали Дюймовочка?
Д. : Мы помогали ей узнать, как она может попасть в тёплые страны.
Д. : Рассказали ей, о том, что в тёплые края ей помогут добраться перелётные птицы.
В. : А как она узнает обо всём этом?
Д. : Мы написали ей письмо.
В. : Ребята, вы такие молодцы, вы тат много знаете о птицах. Спасибо вам за то, что вы помогли Дюймовочке осуществить её мечту. Давайте мы положим в конверт рисунки, которые мы нарисовали с вами и отправим ей письмо!