Елена Бакшеева
Конспект НОД для старшей группы «Что мы Родиной зовем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы
«Что мы Родиной зовем?»
Цель — развитие связной речи с элементами художественной выразительности на материале пейзажной лирики С. Есенина.
Задачи:
1. организовать деятельность по ознакомлению с творчеством поэта-земляка С. Есенина.
2. содействовать развитию интереса, любви к художественному слову.
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Что мы Родиной зовем?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. способствовать активизации и расширению словарного запаса.
4. создать условия для развития связной речи.
5. организовать деятельность по формированию умения использовать в речи средства художественной выразительности.
Материалы и оборудование: три магнитных доски, портрет С. Есенина, репродукции пейзажей Панцырева Ю. Н. «Летний день в березовой роще» и Лукиянова В. «Черемуха», цветные магнитные буквы, флешка с записью музыки Моцарта «Мелодия дождя», искусственная веточка березы.
Предварительная работа: знакомство со значением слова «поэт», соотнесение стихотворений о природе и пейзажных картин, работа по формированию умения описывать картину, рассказывать о своем впечатлении.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Помогите мне, пожалуйста, в одном деле. Я шла сегодня к вам в сад и нашла рассыпанные буквы. Вот они (воспитатель прикрепляет буквы на магнитную доску). Давайте вместе постараемся сложить из них слово.
Дети под руководством воспитателя складывают слово Р О Д И Н А.
Воспитатель. Какое интересное слово у нас получилось! Как вы думаете, что оно означает? Что такое — Родина?
(где мы с мамой и папой живем, дом, наша квартира)
Воспитатель. Родина — это то место, где мы родились.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем.
Как называется город, где мы с вами родились и живем (Рязань).
Воспитатель. Правильно, молодцы. Наша Родина -Рязань. Посмотрите в окно! Что вы там видите?
(деревья, цветы, дома,кустарники)
Воспитатель. Правильно. Все это - наша Родина, наша Рязань. Какая она красивая! Если бы мы с вами были художниками, как бы мы передали красоту своей Родины?
(нарисовали бы пейзаж красками или карандашами)
Если бы мы были поэтами, то как бы мы рассказали о своей Родине? Какого человека мы называем поэтом?
(он пишет стихи, поэт может написать о своей Родине стихотворение).
Воспитатель. Ребята, на нашей Рязанской земле жил поэт С. Есенин. Он писал о нашей Родине красивые стихи. Посмотрите на его портрет (воспитатель крепит к магнитной доске портрет С. Есенина) Как вы думаете, какой у него характер? Обратите внимание на выражение глаз, взгляд.
(добрый, веселый, хороший, радостный)
Воспитатель. Правильно, ребята. Он был очень добрым и веселым человеком. С. Есенин родился, как и мы, на рязанской земле, в селе Константиново. Свое первое стихотворение он написал в 9 лет. Его стихи любят и маленькие дети, и взрослые люди, ваши мамы, папы. Стихи С. Есенина читают на праздниках и поют как песни. Давайте подумаем, почему его стихи так любят и взрослые, и дети? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно с вами поиграть. Игра называется «Аукцион картин». Что такое аукцион?
(место,где продают какие-то предметы)
Воспитатель. Правильно. На нашем аукционе будут продаваться картины. Мы с вами будем выступать то в роли покупателей, то в роли продавцов. Продавать на аукционе мы будем вот эти две картины.
Воспитатель показывает на две заранее приготовленные на магнитных досках репродукции пейзажных картин: Панцырева Ю. Н. «Летний день в березовой роще», Лукиянова В. «Черемуха».
Воспитатель. Что на них нарисовано: город или природа (природа)
Воспитатель. Правильно. На одной из них нарисована березовая роща, на другой — черемуха Как называется картина, на которой нарисована природа (пейзаж)
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь «продавцы» попробуют выразительно и красиво описать картину-рассказать, что на ней нарисовано. У кого будет самый красивый рассказ, у того мы и купим картину. Кто хочет быть продавцом и рассказать про картину с березками?
«Продавец» выходит к магнитной доске и описывает картину с опорой на вопросы воспитателя. «Покупатели» стоят лицом к картине полукругом и слушают.
Воспитатель заслушивает один-два ответа.
Воспитатель. Ребята, какие же вы молодцы, очень старались. Кто из «покупателей» купит эту картину? Многие готовы купить. А теперь давайте немного отдохнем и покажем красоту берез. Повторяйте за мной слова и движения.
Весенние березки просыпаются (поднять руки вверх)
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (перекрестные движения перед грудью,
Ветерок сережками играет (потрясти кистями перед грудью,
Осенние листочки осыпают (руки опустить сверху вниз,
А зимой от стужи замерзают (обнять себя руками)
Воспитатель. А теперь присядьте и послушайте, как описал эту картину поэт С. Есенин:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Скажите, у кого получилось лучше и выразительнее описать картину — у
«продавцов» или у С. Есенина.
(У С. Есенина)
Воспитатель. А почему, как вы думаете?
(он говорит, что березки улыбнулись, у них сережки, он использует красивые слова)
Воспитатель. Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно, а потом назовете красивые, необычные слова, которые вам запомнились.
Воспитатель повторно читает стихотворение.
Беседа воспитателя и детей по содержанию стихотворения.
Какие слова вам показались красивыми?
(шелковые косы, зеленые сережки, серебряные росы)
Почему поэт говорит, что березки «улыбнулись», березка это же не человек? Какое настроение создает березка?
(от красоты березки всем становится радостно, она как будто улыбается)
У березки есть косы? Что поэт называет косами?
(ветки березы)
Почему они шелковые? Что такое шелк?
(это ткань - гладкая и блестящая, а ветки березы гладкие и нежные, как шелк)
Что такое роса?
(это капельки воды на листьях)
Почему поэт говорит, что росы «горят», ведь горит огонь?
(капли росы сверкают на солнце, как огонь, поэтому поэт говорит «горят»)
Почему они серебряные? Что такое серебро?
(серебро — металл, который блестит и сверкает, а росы блестят, поэтому они и серебряные)
Воспитатель. Ребята, поэт говорит: у березки есть косы, сережки, она улыбается. С кем сравнивает поэт березку? Кто может улыбаться, носит сережки и заплетает косы.
(он сравнивает с девушкой, милой и красивой)
Воспитатель. Правильно. Мы разгадали секрет красоты стихотворения: Есенин сравнивает березку с девушкой и использует необычные, красивые слова. Ребята, мы совсем забыли — у нас осталась еще одна не проданная картина. На ней нарисована черемуха.
Давайте попробуем описать эту картину, как Есенин, используя красивые, выразительные слова.
Воспитатель заслушивает один-два ответа.
Воспитатель. Молодцы, у вас получилось красивое описание. Я с удовольствием куплю картину с черемухой. Хотите послушать, как описал черемуху С. Есенин.
(да)
Воспитатель.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Воспитатель. Ребята, какие красивые, необычные слова вы заметили в стихотворении С. Есенина?
(душистая, золотистая, кудри, горит)
Воспитатель. Вы очень наблюдательны. А сейчас я вам предлагаю немного расслабиться и представить, что мы превратились в деревья и живем в лесу.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение — Вольфганг Амадей Моцарт «Мелодия дождя».
Дети становятся в круг, друг за другом - они превращаются в «деревья в лесу».
«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтоб каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя и почувствовали свежесть, бодрость и радость жизни (дети вновь поднимаются на носочки и высоко поднимают руки».
Воспитатель. Мы с вами как будто побывали в волшебном сне, но волшебство не закончилось, и сейчас я превращаю вас в поэтов. Вы становитесь полукругом. Я отдаю веточку березы и называю слово, например,солнышко,
а вы возвращаете мне веточку и придумывайте слово-признак, например, солнышко какое?
(горячее, лучистое, ясное)
Воспитатель. Только вы не забывайте, что вы поэты и придумывайте слова красивые, поэтичные.
Воспитатель называет слова и по ходу игры помогает детям подобрать слово-признак: облако (воздушное, нежное, мама (ласковая, добрая, березка (кудрявая, роса (серебряная,сверкающая, черемуха (душистая,, сережки (зеленые, красивые, платье (нарядное, лисичка (пушистая, снег (блестящий, улыбка (радостная, настроение (бодрое, колечко (золотистое, здоровье (крепкое, игра (веселая, книга (интересная, лес (густой, папа (сильный, бабушка (добрая, щенок (игривый, зайчик (пугливый).
После окончания игры дети остаются стоять полукругом.
Воспитатель. Спасибо вам. Вы называли удивительные и необычные слова. Они бы понравились С. Есенину. Я уже рассказывала, что когда поэт Есенин был маленьким мальчиком, он жил в селе Константиново и очень любил играть в разные игры. Давайте поиграем в одну из них. Она называется «Ау».Встаем в круг и беремся за руки. Говорим вместе со мной и внимательно смотрим, на кого я покажу — тот поет «Ау», а ведущий отгадывает.
Воспитатель выбирает ведущего, с закрытыми глазами он становится в центр круга. Он должен угадать, кто кричит «Ау!». Дети вместе с воспитателем ходят по кругу и проговаривают стихотворение С. Есенина «По лесу леший кричит на сову.»
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!
Спит медведиха, и чудится ей
Колет охотник острогой детей.
Ау!
Плачет она и трясет головой:
-Детушки, дети, идите домой.
Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву:
-Эй ты, откликнись, кого я зову!
Ау!
Игра повторяется один-два раза. После чего дети садятся на стулья.
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня познакомились с поэтом, который, как и мы, родился на рязанской земле, смотрели на его портрет, читали его стихи. Понравились они вам?
(да)
Давайте с вами попробуем ответить на вопрос: почему стихи С. Есенина так любят взрослые и дети?
(он красиво описывал березу и черемуху, в его стихах необычные слова: душистая, золотистая, сравнивал березку с девушкой)
Воспитатель. Как вы думаете, любил ли С. Есенин свою родину — Рязань?
(да, он очень красиво описывал природу в стихах)
Воспитатель. Да, ребята. Поэт С. Есенин очень любил свою Родину и хотел, чтобы и мы почувствовали ее красоту. В каждом стихотворении он описывает то березку кудрявую, то черемуху душистую, то речку серебристую, то заросший пруд. Все это было ему родное, близкое, как мама, как дом. Ребята, пообещайте мне, что когда вы вырастете, то прочитаете много стихов С. Есенина о нашей Родине — Рязани.