Светлана Шевкун
Конспект НОД «Дикие животные» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
- уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»
- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)
- употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под
- распространение предложения однородными членами
- употребление ИС в Р. п. мн. ч. («много кого?»)
- развитие связной речи
- развитие речевого слуха, фонематического восприятия
- развитие тонкой моторики, координации речи с движением
- воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности
Публикация «Конспект НОД „Дикие животные“ в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- решение проблемных ситуаций (исследовательская деятельность)
Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши, контейнер с песком, палочки, поролон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Звучит запись отдельных голосов животных жарких стран.
Воспитатель: Ребята, скажите, чьи голоса вы сейчас слышали?
Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.
Воспитатель Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?
Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.
Воспитатель: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.
Воспитатель: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.
Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)
2. Звуковой анализ слова.
Воспитатель: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.
Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.
Дети: Слон.
Воспитатель: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?
Дети: Большой.
Восптатель: А ещё какой?
Дети: Большой толстокожий слон.
3. Составление предложений по данному образцу.
Воспитатель: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).
Воспитатель: А теперь скажите, кого вы нашли.
Например : Я нашла огромного толстокожего слона.
Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.
Воспитатель Как вы думаете, правильно Вера составила предложение? (Ответы детей.)
4. «Скажи, какой?» (образование сложных слов).
Воспитатель Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».
Воспитатель: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?
Дети: Коротколапый.
Воспитатель: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т. д.
5. «Заселим саванну (джунгли)».
Воспитатель: Ребята, давайте поселим наших животных.
Алиса, поставь льва за дерево. Где стоит лев?
Воспитатель: За деревом.
Воспитатель: Откуда выходит лев?
Дети: Из-за дерева.
Воспитатель: Диана, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?
Дети: Из воды.
Воспитатель: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т. д.
6. «Много кого?»
Воспитатель: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом «много» про льва?
Дети: Много львов. И т. д. с другими животными.
7. Динамическая пауза.
Воспитатель: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?
Дети: В саванне, в джунглях.
Воспитатель: Чем питаются хищники?
Дети: Другими животными.
Воспитатель: Чем питаются травоядные животные?
Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.
Воспитатель: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.
8. «Кто внимательный?»
Воспитатель: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.
Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.
Воспитатель: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.
Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень внимательные.
9. «Найди маму».
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?
Дети: Да.
Воспитатель: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).
Дети по данному им рисунку находят мам зебр.
10. Динамическая пауза.
Пошли детки погулять,
А их мамы догонять,
Жирафята – бегом,
Черепашки – пешком,
А зебрята поскакали
И в конце пути упали. (Выполняют соответствующие движения).
11. «Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).
Воспитатель: Пока мы играли, животные спрятались за дерево. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами потому что.
Дети: За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву, крокодилий хвост, тигриное туловище, слоновьи уши и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные.
12. Эксперимент с песком.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы? Как вы думаете, где это место находится?
Дети: Это пустыня.
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто живёт в пустыне?
Дети: Верблюд, ящерицы, змеи.
Воспитатель: В пустыне жарко, а у верблюда густая шерсть? Как вы считаете, зачем?
Дети: Шерсть у верблюда густая, поэтому спасает его от солнечных ожогов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, верблюд большой, а когда идёт по песку, то ноги у него не проваливаются. Почему, как вы думаете?
Как мы можем это узнать? Что нам надо узнать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём эксперимент и посмотрим, как устроена нога верблюда.
(Дети проводят эксперимент и приходят к выводу, что нога верблюда широкая).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему верблюд идёт босиком и не обжигает ноги, ведь песок очень горячий? (Ответы детей).
Воспитатель: А всё потому, что у верблюда на ноге очень толстая, твёрдая кожа, напоминающая мозоль (мозолистая подушка). Поэтому верблюдов иногда называют мозоленогими.
13. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок» самомассаж).
За мамой слонихой шагает слонёнок, (Поочерёдно одевают колечко на пальчики,
За крокодилихой – крокодилёнок, начиная с мизинца правой руки).
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок,
За кем же торопится каждый ребёнок. (Катают Су-Джок между ладонями).
14. «Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).
Воспитатель: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).
15. Итог занятия.
Воспитатель: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось? (Ответы детей).