Лариса Никошина
Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование слоговой структуры слова.
Задачи:
1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава;
2. Автоматизировать умение делить слова на слоги;
3. Упражнять в фонематическом и слоговом анализе и синтезе слов;
4. Закреплять умение подбирать рифмующие слова, упражнять в договаривании чистоговорок;
5. Расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение образовывать родственные слова;
6. Развивать слуховое и зрительное внимание и логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
7. Развивать мелкую моторику рук;
8. Воспитывать интерес к звучащему слову, к родной речи.
Методы и приемы:
Проблемная ситуация «Как найти ключи к дому?»;
Метод преднамеренной ошибки;
Решение логической задачи «Слово в слове»;
Упражнение в словотворчестве (сочинение чистоговорок);
Подбор родственных слов к слову «Снег»;
Игра «Разрезные картинки»;
Составление схем слов.
Пропедевтическая работа:
Работа воспитателя, логопеда с детьми:
1. Произношение серий звуков с четкой артикуляцией (ауи, иуаэ и т. п.);
2. Повторение серий слогов, слоговых рядов (са-со-су-сы; ас-ос-ус-ыс; со-су-сы-са; ос-ус-ыс-ас и т. п.);
3. Игра «Скажи наоборот» (са-ас, со-ос и т. д.)
4. Упражнения в делении слов на слоги;
5. Составление схем слов;
6. Игры «Один - много», «Большой - маленький»;
7. Закрепление умения образования новых слов;
8. Проговаривание слов по слогам с механическими действиями (на каждый слог - хлопок, удар мячом, шаг вперед и т. д.);
9. Образование из слова самого длинного,самого короткого слова (лиса - лис - лисица);
10. Разучивание чистоговорок; упражнение в договаривании чистоговорок на заданный слог;
11. Работа по обогащению словаря (подбор родственных слов, активизация словаря по темам);
12. Игры типа «Слово в слове»;
13. Составление слов из отдельных слогов;
14. Игра «Доскажи словечко».
Работа музыкального руководителя с детьми:
1. Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией;
2. Отстукивание ритма в соответствии с заданным образцом;
3. Произношение звуков, групп звуков в соответствии с ритмом;
4. Разучивание попевок;
5. Выполнение движений с пропеванием на каждое движение слога.
Материал и оборудование:
1. Схемы - изображения слов разной слоговой структуры (1,2,3 - х сложные слова;
1,2,3 - х этажные дома);
2. Индивидуальные картинки с изображением предметов разного слогового состава;
3. Индивидуальные карточки с изображением предметов разного слогового состава для разрезания на части;
4. Ножницы, фломастеры;
5. Индивидуальные карточки для чтения слов;
6. Схемы слогового состава слова;
7. Демонстрационные таблицы для игры «Составь слово»;
индивидуальные карточки со слогами для игры «Составь слово»;
8. Набор для игры «Составь слово».
Ход НОД:
I.1. Организационный момент
Припоминание и называние слов разного слогового состава (1,2,3,4 -х сложные) по теме «Зима» с прохождением по разным лестницам (с 1,2,3,4 - х ступеньками)
Игра «Пройди по лесенке»
2. Постановка цели занятия.
В группу вносят телеграмму от Снегурочки с известием о том, что она попала в беду с просьбой помочь ей. А сделать это можно будет, выполнив все задания правильно.
II. 1. Упражнение в деление слов на слоги, соотношение
разного слогового состава с картинками - символами.
На наборном полотне 3 дома (одноэтажный,двухэтажный,трехэтажный).
На столах у детей картинки.
Задание: положить картинки с одним слогом в одноэтажный дом с двумя слогами в двухэтажный дом, с тремя слогами в трехэтажный дом.
Если задание выполнено верно, дети получают ключи к домам.
Выполнив следующее задание, дети узнают где спрятано другое задание.
2. Чтение хором слов : МОРОЗА, ДЕДА ДОМ
Составление из этих слов предложения.
Метод преднамеренной ошибки. МОРОЗА ДЕДА ДОМ.
Исправление ошибки в предложении.
Следующее задание спрятано в доме Деда Мороза.
3. Игра «Разрезные картинки»
Упражнение в деление слов на слоги.
Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове.
Назвать каждую часть.
Подписать каждую часть. Эти картинки Дед Мороз отправит в подарок малышам.
4. Упражнение в подборе рифмующих слов.
Договаривание чистоговорок на заданный слог.
1. Чтобы помочь Снегурочке убежать от Бабы Яги и ее
кота, надо их усыпить, а заснуть они смогут, если
услышат много чистоговорок.
2. СА-СА-СА-
СО-СО-СО-
ЗА-ЗА-ЗА-
ЦА-ЦА-ЦА-
ША-ША-ША-
АШ-АШ-АШ-
ЖА-ЖА-ЖА-
ЖИ-ЖИ-ЖИ-
5. Физкультминутка «Елочка» Пальчиковая гимнастика.
На каждую строчку соответствующее движение (см. в приложении1).
1. Если бы были у елочки ножки,
2. Побежала бы она по дорожке,
3. Заплясала бы она вместе с нами,
4. Застучала бы она каблучками.
5. Закружились бы на елочке игрушки:
6. Разноцветные фонарики,
7. Хлопушки,
8. Завертелись бы на елочке флаги
9. Из пунцовой и серебрянкой бумаги.
10. Засмеялись бы на елочке матрешки,
и захлопали от радости в ладошки,
11. Потому что нынче ночью у ворот
12. Постучался развеселый Новый Год
13. Новый - новый, молодой
С золотой бородой.
6. Упражнение в чтении слов разного слогового состава. Составление схемы слогового состава слова. (Сколько в слове слогов - столько подъездов в доме). Выполнение этого задания, поможет Снегурочке убежать от Кощея Бессмертного. А помогут ей те, кто спрятался среди слов. Эти слова относятся к теме «Зима».
кот ко-за со-ба-ка
дом сос-на ма-ши-на
мак до-мик мо-ло-ко
сок му-ха сне-го-ви-ки
суп му-зы-кан-ты
- Кто это?
(снеговики)
Следующее задание - от них.
Упражнение в слоговом синтезе слов.
Выполнив это задание, дети помогут первому снеговику не растаять и из слов узнать, кто еще поможет Снегурочке.
На наборном полотне таблицы: две - с началом слов, две - с окончанием слов. У детей на столах карточки со слогами.
Задача - найти окончания или начало слов.
ко---за
зы
т
ты
со---к
ва
м
- Кто это?
(снеговики)
Следующее задание - от них.
Упражнение в слоговом синтезе слов.
Выполнив это задание, дети помогут первому снеговику не растаять и из слов узнать, кто еще поможет Снегурочке.
На наборном полотне таблицы: две - с началом слов, две - с окончанием слов. У детей на столах карточки со слогами.
Задача - найти окончания или начало слов.
зи---на
сос
Ни
му---ка
мис
мас
7. Игра «Слово в слове»
Второй снеговик просит помочь найти как можно больше слов, которые спрятались в длинном слове СНЕГУРОЧКА и составить их из букв (снег, урок, гора, кора, река, ура, рука, сок, сук, Гена, сено, Ока, рога и т. д.)
8. Упражнение в подборе родственных слов к слову СНЕГ.
Это задание должно приблизить детей к Снегурочке совсем близко. На каждый слог слова - шагнуть. В результате выполнения последнего задания, дети встречают Снегурочку.
III. Итог.
Снегурочка благодарит детей, за то, что они прошли такой длинный и трудный путь, чтобы помочь ей успешно справиться со всеми заданиями. Все молодцы! Снегурочка вручает детям за это призы - подарки.
Приложение 1