Евдокия Николаевна Юракова
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
1. Расширить представления детей о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках.
2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "Пресноводные рыбы" (рыбы, река, пруд, икра, рыбалка, озеро, водоем, хищник, сом, щука, лещ, карп, ёрш, карась, плотва, окунь, судак, краснопёрка, туловище, хвост, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, затаиться).
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Педагоги компенсирующей направленности
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
3. Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять имена существительные с предлогами, обогащать речь словами-антонимами).
4. Совершенствовать навык звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развивать:
- связную речь,
- общие речевые навыки,
- зрительное восприятие и зрительное внимание,
- артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Создать условия для формирования навыка сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, картина "Пресноводные рыбы", карточки-схемы для звукового анализа слов, цветные карандаши, макет водоёма, ведро с "мальками": вырезанные из бумаги рыбки для индивидуальной работы по количеству детей, клей-карандаш, клеёнки, посылка от "золотой рыбки".
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями, проходят на свои места.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем беседовать о чем-то очень интересном. Хотите узнать о чем? Тогда послушайте загадку. Отгадав её, вы узнаете тему нашей беседы.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эта загадка?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Верно, это рыбы. И сегодня мы с вами отправимся на речку, где рассмотрим разных рыб. Но сначала давайте сделаем пальчиковую гимнастику "Рыбка", чтобы размять наши пальчики.
Проводит пальчиковую гимнастику.
А теперь мы с вами отправляемся на нашу речку - Дон. Закройте глаза.
Раз, два, три,
Чудо, произойди!
На речку нас перенеси!
На магнитную доску помещают картину "Пресноводные рыбы".
Учитель-логопед: Вот мы с вами и оказались на реке. Ребята, а как называются реки в нашем городе?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Правильно. Давайте рассмотрим рыб, которые живут в наших реках.
Дети по очереди подходят к картине, показывают и называют рыб, которых знают.
Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, почему этих рыб называют пресноводными? Потому что они живут в реках, озёрах, прудах, где пресная, т. е. несоленая вода. А в море вода соленая, морская.
Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть.
Дети по очереди подходят к доске, показывают у разных рыб голову, туловище, хвост, плавники. Учитель-логопед обращает их внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.
Учитель-логопед: Посмотрите на щуку, какое у нее тело и голова (У щуки голова и тело длинные). А у леща? (У леща небольшая голова и широкое тело). У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша? (У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело).
У разной рыбы тело покрыто разной чешуёй. У леща чешуя крупная, а у судака - мелкая. А у сома вообще нет чешуи, его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они им нужны?
Дети: Жабры нужны, чтобы дышать.
Учитель-логопед: А для чего рыбам нужны плавники?
Дети: Плавники нужны, чтобы плавать.
Учитель-логопед: На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука - хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы - сом, окунь и судак. А вот карась, ёрш и лещ - не хищники, они питаются водорослями.
А что вы можете рассказать нам о рыбах, ребята?
Выходит несколько детей, в руках каждый держит картинку с изображением той или иной рыбы. Читают стихи.
Ребёнок 1: В пруду или озере, больше нигде,
В тихой, спокойной, стоячей воде,
Где буйная зелень на дне разрослась,
Вот именно там обитает карась.
Ребёнок 2: С длинным телом серебристым,
Обитает в речке быстрой,
Многим рыбам страшный враг,
Догадались кто? Судак!
Ребёнок 3: Ёрш колючий, полосатый,
Некрасивый и горбатый,
Но ушица без ерша
Вряд ли будет хороша.
Ребёнок 4: Щука - хищница речная,
Щука всех в реке пугает,
Разевает щука пасть,
Страшно щуке в пасть попасть!
Динамическая пауза "Караси и щука"
Дети рассаживаются на свои места.
Учитель-логопед: А сейчас я загадаю вам еще одну загадку.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Кто это?
Правильно, это сом. Он длинный, толстый, как бревно и у него есть усы.
Ребята, у каждого на столе лежит карточка. Посмотрите, кто там нарисован? Да, это сом. И сейчас мы проведем звуковой анализ слова "сом".
Дети закрашивают 3 кружка под словом "сом" соответствующими цветами карандаша.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, отложите карточки на край стола.
Раздается стук в дверь. Это пришла посылка.
Учитель-логопед: Ребята, нам пришла посылка, а от кого она неизвестно. Давайте откроем её, может, тогда нам станет ясно.
Открывает и читает записку.
"Дорогие ребята! Я, золотая рыбка, прошу вас о помощи. Помогите моим малькам попасть в свой водоём. А для этого нарисуйте им чешуйки и выпустите их в озеро".
Дети рисуют на бумажных заготовках чешую и "отпускают мальков в озеро" - приклеивают рыбок на плакат с изображением водоёма.
Учитель-логопед: Ребята, спасибо вам за помощь! Теперь мальки попали в пруд и вырастут в больших рыб. И в нашей реке будет всегда много разных рыб.
Подводится итог занятия.