Елена Климова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А]. Буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Оборудование
Демонстрационный материал: презентация
Раздаточный материал: прописи, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия:
I. Организационный момент
– Назовите признаки осени.
Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:
Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Звук [А], Буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.
Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.
В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с
Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно
Рыжий тополиный лист на каждый лист.
На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.
Воспитатель: Звуки - это все что мы слышим вокруг себя. Их великое множество и они все разные.
Давайте вспомним какие бывают звуки (не речевые, речевые, музыкальные) Давайте поговорим о речевых звуках – звуках человеческой речи. Посмотрите, какие помощники помогают произносить нам звуки (рот, зубы, язык, воздушная струя, участие голоса). Сегодня вы узнаете о первом звуке речи. А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз
Воспитатель показывает картинки по ходу стихотворения.
II. Основная часть.
Воспитатель: Что привез аист из магазина?
Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?
Дети: [А]
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз
Дети: [А]
Воспитатель: Что общего у всех этих слов?
Дети: Все они начинаются со звука [А]
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А] (воспитатель показывает на картинку произнесения звука) рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно.
Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный. Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок) Звук [А] обозначается буквой А. (Выставляется буква А)
Запомните! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Посмотрите, как напишу ее я. (Воспитатель пишет на доске букву) и произносит: полка, палка и черта - получилась буква А.
Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)
- Полина, спой песенку
А теперь послушаем Сашу,
А какая песенка у Матвея? (воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)
Физкультминутка
Руки вверх и в кулачок,
Руки вниз и на бочок
Мы присядем, скажем у-у-у
Мы привстанем, скажем, а-а-а
Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)
Воспитатель: Вы умеете считать предметы?
1 – антенна, 2 – антенны, 5 - антенн
1 – альбом, 2 – альбома, 5 - альбомов
1 – аист, 2 – аиста, 5 - аистов
1 – апельсин, 2 – апельсина, 5 - апельсинов
1 – арбуз, 2 – арбуза, 5 - арбузов
Работа в тетрадях.
Воспитатель: Найдите букву «А» на листке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
Выкладывание буквы «А» из палочек, рисование в воздухе, письмо в строчках.
Итог занятия, оценка детей.
Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
– С какой буквой?
– Каким цветом обозначаем звук [А]?
- Какое правило узнали?
(Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Запомните правило: ГЛАСНЫЙ – ВСЕГДА КРАСНЫЙ)
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.