Валентина Слободенко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Свойства веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Формировать представлений о свойствах твердых и жидких веществ.
Развивать экологическое сознание. Развивать способности к преобразованию
Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга. Воспитывать бережное отношение к разным предметам
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Свойства веществ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Материал. Деревянные палочки, кусочки мела, пластилин, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, кубик.
Ход.
Воспитатель.
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день (чудесным)
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Лаборатория (средн. лат. laboratorium, от laboro «работаю») — оборудованное помещение, приспособленное для научных опытов и исследований: химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и других. Где мы с вами проведем опыты. Но для этого надо надеть специальную одежду. (дети надевают халаты и нарукавники). Все готовы? Тогда проходите к своим рабочим местам.
У каждого из вас на столе лежат деревянные палочки. Пощупайте их, постучите ими. Какие они? (Твердые.) Сколько у каждого из вас палочек в руках? (Одна палочка.) А теперь превратите эту палочку в две палочки. Как вы думаете, что надо сделать? (Сломать пополам. Дети ломают палочку.) Сколько у вас теперь стало палочек? (Две палочки.) Теперь попробуйте сделать так, чтобы палочка опять стало одна. Соедините две палочки в одну. Получается? (Нет, не получается.) Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя. Попробуем провести такой же опыт с другим предметом. Возьмите кусочку мела. Для чего нужен людям мел? (Мелом пишут в школе на доске.) Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что вы можете про него сказать? (Белый, твердый.) А теперь сломайте этот кусочек мела. (Дети ломают мел.)
Был один кусочек, а стало? (Два.) Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.
(Дети пытаются соединить кусочки мела.)
Воспитатель. «Ну что? Не получается? (Не получается.) А теперь отложите кусочки мела на край стола. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка, и мел – что у них общего? (Они твердые.) Правильно, и палочка и мел – твердые предметы. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Если вы сломаете на прогулке веточку дерева или оторвете от него листочек, то дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты надо относится к ним бережно – если твердое ломается, то обратно в целое не превращается».
Воспитатель берет большой кусок льда и говорит: «Ребята посмотрите, что у меня есть – это один большой кусок льда.
Если мы его разобьем, что получим? (много маленьких кусочков (Воспитетель разбивает лед молотком, получается несколько кусков льда.)
Воспитатель. «Теперь давайте попробуем соединить все кусочки в целое. (Берет два куска льда, приставляет друг к другу: части не соединяются.) Лед какой? Правильно он твердый. А мы знаем уже, что если что - то твердое сломать или разбить обратно в целое оно не соединится.
Давайте попробуем провести еще один опыт.
Возьмите стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте «„сломайте“ воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды». Что для этого надо сделать? (перелить часть воды в пустой стакан) Дети переливают воду (половину) из одного стакана в другой.
Воспитатель. У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну. (Дети переливают воду обратно в один стакан.)
Воспитатель. Все справились с этим опытом? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта. (ответы детей) Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Вода нетвердая, а какая? (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова соединить в целое. Отодвиньте стаканы на край стола и возьмите следующий предмет для опыта - пластилин.
Воспитатель. Скажите пластилин какой? (Твердый.) Что произойдет с пластилином, если его подержать в теплых руках или помять пальцами.
(дети держат пластилин в руках, разминают пальцами.) Каким теперь стал пластилин, твердый? (Нет.) А какой он? (Мягкий.) Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела. Пластилин твердый или жидкий? (Твердый.) Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?
Педагог выслушивает ответы детей, обращает их внимание на то, что были высказаны разные версии.
Воспитатель. Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился один кусочек. Получается, ребята? (Да, получается.) Теперь ответьте на вопрос: почему мел и деревянную палочку нельзя соединить, а пластилин, можно? (Потому что пластилин мягкий.) Пластилин сразу был мягким? Когда же он стал мягким? (Мы его в теплых руках подержали.) Пластилин в тепле становится мягким, его можно разделить на две части, а потом обратно соединить в одно целое.
Твердые предметы нельзя сломать и снова соединить.
Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан, в блюдце, в тарелку, в кастрюлю, чайник – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает, то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь, то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Посмотрите вот на этот кубик (показывает, если его опустить в стакан (кладет, то он останется таким же квадратным, как и был, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому запомните, если что - то твердое сломать – оно не станет целым.
Воспитатель. Ребята, вот мы и провели с вами опыты в нашей лаборатории. Что интересного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Спасибо вам за работу.