Фетискина Лариса Ивановна
«Дымковская птичка». Конспект занятия по декоративному рисованию на объемной форме в подготовитель группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения составлять узоры по мотивам народных декоративных росписей на объёмной форме.
Задачи:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (дымковским) мотивам.
Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы, ромбы).
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон.
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
Материал и оборудование к занятию:
* Дымковские игрушки (для рассматривания);
* образцы элементов росписи на доске;
* палитра, кисти (тонкие и толстые, салфетки;
* гуашевые краски: синяя, красная, зеленая и желтая цветов;
* стаканы с водой;
Предварительная работа:
- Лепка птичек из соленого теста на занятии по лепке;
- Декоративное рисование в художественном альбоме
«Дымковская игрушка»;
- Рассматривание вылепленных игрушек;
- Закрашивание птичек белой краской, смешанной
с клеем ПВА.
Ход занятия:
- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз познакомимся с дымковскими игрушками.
Глиняные расписные игрушки делали в селе Дымкаво очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда
стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью».
- Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!
Как называются эти игрушки?
- Правильно, Дымковские.
Какие элементы росписи вы видите на игрушках?
- Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
- Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?
- Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.
- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.
Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба.
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо.
- Создание дымковской игрушки - трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
«Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.
Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.
Сейчас мы с вами сядем за столы
и будем расписывать наших птичек.
Рисую схему на доске, показывающую последовательность работы, и предлагаю детям приступить к работе.
Занятие закончено. Занятие закончено.
- Все молодцы, все старались!
- Все молодцы, все старались!
Напоминаю детям о том, что мы раскрашиваем петушка с двух сторон одинаково, не забываем поворачивать игрушку, узор чередуем.
Советую быть аккуратными, промакивать кисточку о салфетку, краску брать густо.
После завершения работы дети оставляют птичек на свободном столе для высыхания.
Ребята рассматривают игрушку и выделяют самую яркую и праздничную.
Объясняют свой выбор.
Занятие закончено.
- Все молодцы, все старались!
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель Формирование умения составлять узоры по мотивам народных декоративных росписей на объёмной форме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-3483917-1739025198.jpg)