Дарья Дёмина
Опыт работы «Технология активизирующего обучения «Речь и общение»
▼ Скачать + Заказать документы
(Заставка)
Слайд 2
Как известно, основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Именно поэтому общение на фоне игры становится той необходимой основой, в результате которой происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Слайд 3
Автор предлагает разработки занятий по развитию речи и творческого нестандартного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие изобилует практическими советами, занимательными упражнениями, тщательно и удачно подобранными веселыми стихотворениями, считалками, загадками, пословицами, скороговорками, умело включенными в дидактические и интеллектуальные игры и задания.
Слайд 4
Хочу рассказать о некоторых игровых приемах, которые предлагает автор технологии и которые я использую в своей работе. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Слайд 5
Игра позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать сущность окружающей действительности.
Слайд 6
Игровое упражнение имеет несколько вариантов разной степени сложности. Дети младшего возраста привлекаются к договариванию слов во фразах и предложениях, а старшие – самостоятельно осуществляют лексический отбор.
Слайд 7
Организовать подобную игру можно, показав картинку с изображением предмета, явления, живого существа и спросить: «Что он делает? Как его можно назвать по-другому?» Игру можно дополнить вопросом «Зачем?»
Слайд 8
Игра позволяет осмыслить и закрепить детям в опыте операциональность деятельности. Например, ситуация «мальчик удит рыбу» - приготовил удилище, леску, крючок, поплавок; накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок; забросил удочку; смотрел на поплавок и т. д. У малышей количество последовательных действий не должно превышать 2-3, у старших – не более 8-10.
Слайд 9 (название игры)
Слайд 10
Эта игра является основой воображения. На начальном этапе необходим наглядный игровой материал, в дальнейшем игра может проводиться в словесном варианте, на ощупь, дорисовывая, аргументировав свой ответ.
Слайд 11
Игра способствует обогащению словарного запаса, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.
Слайд 12
С помощью набора картинок или таблиц можно придумать рассказ с любого из квадратов и двигаясь в разных направлениях.
Слайд 13
Сочинение небылиц, перевертышей, нелепиц.
Слайд 14
Прием «Всё наоборот».
Слайд 15
Этот прием может быть от имени любого лица. От занятия к занятию можно менять не только темы, но и повествовательную задачу.
Слайд 16
Эта игра служит средством устранения барьеров в общении друг с другом. Детям можно предложить разыграть любой диалог на заданную тему.
Это могут быть сюжеты сказок, реальные ситуации или ситуации, придуманные детьми.
Слайд 17
Направленность таких вариантов игр на сплочение детского коллектива, внимания, чуткости восприятия и коммуникационного реагирования.
Слайд 18
Опорное моделирование – распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать.
Слайд 19
Можно использовать геометрические фигуры, любые условные символы для обозначения того или иного персонажа.
Слайд 20
Фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки и проанализируя структуру, выделил 20 главных функций, которые используются при составлении сказок.
Одна карта — это определённое событие сказки. Различное соединение и различная последовательность расположения карт дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работу с ними рекомендуется разделить на несколько этапов.
На первом этапе (средний дошкольный возраст) знакомить детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка).
На втором этапе (старшая группа) знакомить детей с обозначениями карт Проппа. Сначала читать небольшую сказку, потом сопровождать ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
На третьем этапе (старшая группа) предложить детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На четвертом этапе (подготовительная группа) дети пытаются сочинить собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения.
Карты Проппа активизируют связную монологическую речь дошкольников. В ходе применения данной технологии дети с лёгкостью запоминают и пересказывают сказочные тексты, с удовольствием придумывают и создают новые.
Слайд 21
В дальнейшем можно использовать сжатые карты-символы изображения функций.
На этом арсенал игр автора не исчерпывается, их в книге достаточно много. Развивающий эффект можно посмотреть, обратившись к методикам, предложенным в разделе книги.
Игры с педагогами
Слайд 22
Ребусы (с 22 по 27 слайд)

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью современных образовательных технологий дает хороший результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.