Татьяна Донских
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель первой категории Донских татьяна Николаевна, МДОАУ №145, г. Оренбург
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Волшебница Вода».
Направление развития: познавательно-речевое.
Доминирующая образовательная область: познание.
Возрастная группа: подготовительная.
Методы и приемы:
методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа);
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, мультимедиа, упражнения на развитие эмоциональной сферы);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ, просмотр познавательного материала, исследовательская деятельность);
методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (психогимнастика, подвижная игра).
Интеграция образовательных областей: «социализация», «познание», «музыка», «чтение художественной литературы», «здоровье», «физическая культура».
Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, двигательная.
Цель: закреплять и расширять у дошкольников старшего возраста представления о разнообразных свойствах воды.
Задачи образования:
уточнять и расширять знания детей о воде, о её состояниях и свойствах, о её роли в природе.
Задачи развития: развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение, активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении ситуации. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Задачи воспитания: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, воспитывать общую культуру поведения и потребность в соблюдении правил безопасности при работе с исследовательским оборудованием.
Планируемые результаты:
личностные: любознательный, активный, коммуникативный, имеющий представления об окружающем мире, эмоционально отзывчивый, бережно относящийся к природе и своему здоровью, владеющий социальными нормами и правилами поведения.
интеллектуальные: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей при исследовании воды, развитие чувства эмпатии и эмоционального отношения к природе.
физические: двигательная активность, умения и навыки здоровьесбережения.
Организации среды для проведения НОД детей: подбор иллюстраций о воде в природе, о её состояниях и свойствах; создание видеоматериала, подбор музыкального сопровождения.
Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор, экран, глобус, магнитная доска, карточки-схемы, обозначающие свойства воды, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Подготовка к НОД в режимные моменты: чтение энциклопедии «Почемучка», проведение опытов по определению других свойств воды, беседы о воде, о ее роли в жизни человека рассматривание иллюстраций на тему «Вода», отгадывание загадок по теме, наблюдение за снегом, льдом и водой на прогулках, наблюдение за водой при мытье рук и работе в Центре природы.
Время проведения: 30 минут.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница Вода»
Вводная часть.
Организационный момент:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня у нас много гостей.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
Мотивация:
- А теперь я рада вас приветствовать на очередном заседании нашего кружка «Маленький исследователь». Чтобы вспомнить о теме наших прошлых встреч посмотрите, пожалуйста, на экран Что вы здесь видите? (слайд 1 – на экране Солнечная система). Здесь вокруг звезды Солнца вращаются 8 планет. Давайте их назовём.
- Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. У этих планет поверхность твердая. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. У этих планет поверхность газообразная.
- Какая планета Солнечной системы значительно отличается от всех других? Почему?
- Планета Земля – только на ней есть воздух, вода, живут растения, животные и человек!
- Посмотрите это вид Земли из космоса (слайд 2).
Целеполагание (совместно воспитатель и дети):
-Наша планета Земля - самая красивая, самая интересная, самая родная из всех существующих планет. Как ее называют? Почему? (ответы детей) Вот сегодня мы с вами будим говорить о самом важном элементе на планете - о Воде.
Основная часть.
-Где в природе есть вода? Посмотрите на экран и назовите водоем или явление природы (ответы детей, сопровождающиеся показом слайдов)
- Совершенно верно, послушайте стихотворение (под журчание ручейка):
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
Вокруг оглянись,
В природу вглядись:
Вас окружает везде и всегда,
Эта Волшебница – наша вода!
-Воспитатель: Мы с вами уже проводили опыты с водой и знаем её свойства. Сейчас вы будете называть свойства воды и рассказывать, как это можно проверить? В помощь детям воспитатель демонстрирует зарисовки проводимых ранее опытов, помещённые в «Дневник исследователя».
Дети по очереди называют свойства воды:
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой
- Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Если налить её в стакан и положить в него ложку, то мы увидим ложку. Значит вода прозрачная, без цвета.
- Вода – безвкусная. Если воду попробовать, то она не соленая, не горькая, ни кислая, ни сладкая. Значит, у неё нет вкуса.
- Вода не имеет запаха. Если понюхать воду, то она ничем не пахнет.
- Если воду заморозить, то она превращается в лёд – это её твердое состояние.
- Если воду нагреть, то она превращается в пар – это её газообразное состояние.
- вода может растворять некоторые вещества, например, соль, сахар, стиральный порошок, краски, а песок, растительное масло – нет.
Вывод. Вода имеет много разных свойств и состояний. Все зависит от условий, в которых она находится.
- Сейчас мы сами превратимся в капельки воды и попутешествуем.
Игра-этюд «Капельки».
Ребята, я тучка, а вы мои детки – капельки. Посылаю вас, капельки, на землю весёлым дождём! (Дети бегают, прыгают.) Скучно им стало играть друг без друга. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети встают в колонну по двое.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети встают цепочкой и бегают змейкой.) Текла, текла река и попала в большое море. (Дети встают в круг.) А тут и солнышко пригрело! Стали капельки лёгкими, превратились в пар и вернулись к маме-тучке. (Дети поднимают руки вверх, сужают круг, подходя к воспитателю.)
- Так происходит в природе постоянно и называется…
Дети: Круговорот воды в природе. (слайд)
Дети садятся на стулья.
Беседа «Кому нужна вода?» (рассказ сопровождается слайдами)
- Растениям, чтобы расти, вместе с водой получать из земли питательные вещества.
- Животным, чтобы утолять жажду, а для многих из них вода – это среда обитания.
- Человеку, чтобы утолять жажду, поддерживать чистоту, готовить пищу, использовать на заводах и фабриках, для производства электричества, бумаги, ткани, а также для отдыха.
Да и сам человек на 70 % состоит из воды и не может прожить без нее!
Воспитатель: Как видите, вода необходима для жизни всего живого на Земле, в том числе и человека! Но, часто мы наблюдаем такую печальную картину, вот посмотрите… (демонстрирует слайды с картинками загрязнения рек) Почему так происходит?
- Взяв у природы воду, люди очищают ее и используют для своих нужд, а обратно возвращают загрязненной отходов. Поэтому реки, озера загрязняются, мелеют и высыхают, а водные животные и растения погибают! К сожалению, так происходит и с реками, на берегу которых расположен наш город Оренбург!
Узнаете, ребята? (Это река Урал, а это – Сакмара.)
- Хотели бы вы отдыхать на берегу такой реки, купаться в её водах?
(Ответы детей.)
- Что же нужно сделать, чтобы вернуть чистоту и красоту нашим водоёмам?
(Не бросать в воду и по берегам водоемов мусор, заводам и фабрикам не сливать загрязненную воду в реки)
Совершенно верно! Теперь после использования воды на заводах и фабриках, а так же в быту, воду пропускают через очистные сооружения, чтобы она вернулась в реку без загрязнений. (слайд – очистные сооружения.)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где вы узнаете самый простой способ очищения воды. Вспомните, пожалуйста, правила, которые следует соблюдать во время работы в лаборатории. (Не шуми! Сначала внимательно послушай, а потом осторожно выполняй)
Опытно-экспериментальная деятельность
Очистка воды.
Итак, у вас в стаканах грязная вода после уборки дома и мытья посуды. Рассмотрите, что в ней есть? Земля и жирные пятна. Такую воду нельзя вернуть природе! Но ее можно очистить. Люди в качестве фильтра используют речной песок, активированный уголь, а у нас фильтром будет… (показ) вата и обычная бумажная салфетка.
1) опираясь на алгоритм, приготовьте фильтр (слайд – алгоритм, установите в чистый пустой стакан
2) не торопясь осторожно наливайте грязную воду в полученный фильтр и ведите наблюдения. Что вы видите? Какая стала вода? Где же осталась грязь и масло?
3) Зарисуйте опыт
4) Наведите порядок на рабочем месте.
- Можно ли теперь эту воду вернуть в водоем?
Дети выливают очищенную воду в импровизированный водоем (таз с водой)
Заключительная часть.
Д/игра «Хорошо – плохо»
Ребята, перед вами карточки. Одни из вас (называю детей) отберут картинки, на которых то, как нужно поступать с водой и поместят их в зеленые рамки, а другие (называю детей) – карточки, изображающие, как не надо поступать с водой и поместят их в красные рамки.
Дети выполняют задание, демонстрируют результат, подводя, таким образом, итог заседания кружка.
Бежит вода, струится
И прямо в домик твой.
К ней надо относится,
Как к ценности большой!
Когда каждый из нас будет бережно относиться к воде, наши реки и озера вновь станут чистыми и многоводными, в водоемах будет много рыбы, и зацветут цветы лотоса! Как это сейчас произойдет в нашем пруду!
Опыт 2. «Цветы лотоса»
Затем воспитатель приглашает детей к водоему, куда они опускают закрытые бумажные цветы лотоса. Смотрят, что произойдет. (Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.) (слайд – водоем с цветами лотоса)
На этом наше заседание завершено. Спасибо!
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда
Без неё нам не прожить –
Будем ею дорожить!