Кушен Елена
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (экспериментирование) в средней группе «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о роли воды в жизни всего живого.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.
2. Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;
3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ (экспериментирование) в средней группе „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы и оборудование: Персонаж-ЛЬДИНКА, экран, ноутбук (для презентации, три сосуда различной формы, предметы для экспериментирования : стаканчики, воронка, камушки, вода, краски гуашь (красная и синяя, молоко, дольки лимона, трубочки на каждого ребенка. Сюрприз-сухой лед.
Словарная работа: активизация в речи слов - прозрачная, вода в твердом состоянии, пар, жидкая, жидкость, растворяются, теплая, горячая, холодная, запах.
Методы и приё мы:
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
Наглядный (презентация –слайды).
Практический (опыты).
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа: Беседа на тему «Вода», рассматривание иллюстраций, проведение различных опытов.
Предполагаемый результат: Закрепить знания о воде, о ее возможностях и значении для всего живого на земле.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Доброе утро!
Сегодня к нам пришла Льдинка, посмотрите она веселая или грустная?
Послушайте ее историю: Льдинка недавно родилась и совсем ничего про себя
не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем
не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные
ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Льдинке что-нибудь рассказать о ней?
Конечно, да! Итак, начнем прямо сейчас.
- Льдинка из чего состоит? (Из воды).
- А она теплая или холодная? (холодная)
-Где может льдинка жить? (на улице в мороз или в морозилке).
- У нас в группе тепло и что может с льдинкой произойти? (она будет таять)
И доказательства этого мы с вами увидим в конце занятия.
А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙДЫ
В: Ребята, Льдинке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна? Давайте с вами подумаем. (воспитатель показывает картину с изображением деревьев, цветов, людей, животных, дети называют кому и для чего нужна вода)
В: Да, ребята! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям – всем нужна вода. А как еще мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?
Д: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовит обед, стирает, поливает цветы.
Воспитатель: Воды много, но для умывания и приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывая кран!
В: Молодцы, ребята! Вы сказали все правильно и все назвали. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, давайте немного подвигаемся (дети встают рядом со стульчиками, выполняют упражнения)
Физкультминутка: «Вы наверное устали?»
- Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Мы ведь с вами много уже знаем про воду и можем рассказать и даже доказать некоторые факты нашей гостье. Да ребята?
Опыт № 1: «Вода течет» (2 ребенка)
В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан.
Получилось? (да)
а почему вода течет? (она жидкая)
В: Когда вода течет-мы слышим, как она журчит!
Опыт № 2: «Вода принимает форму сосуда» (3 ребенка по очереди)
В: на нашем столе стоят 3 сосуда разного размера и формы, из стакана с помощью воронки, мы переливаем в разные сосуды одинаковое количество воды и в результате видим что?
Д: вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Опыт № 3: «На определение прозрачности воды» (1-2 ребенка)
Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
В: Давайте положим в стакан с водой камушки. Видно их?
Д: Да
В: А теперь такие же камушки мы положим в стакан с молоком. Видно их?
Д: Нет
В: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
А вы помните, как мы с вами проводили опыт «На определение цвета воды»?
Какой мы вывод с вами сделали? Что вода бесцветная. Я вижу, что вы немного устали. Я хочу поиграть с вами. Вы согласны?
Д: Да
Физкультминутка
Опыт № 4: «На изменение цвета воды» (2 ребенка)
У нас тут есть кисточки и гуашь:
Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет : у кого-то она стала красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Вспомните, с помощью чего мы еще меняли цвет воды?
Ответы детей (с помощью воспитателя) : кофе-коричневая, варенье черничное-фиолетовая, разноцветная гуашь, молоко.
Опыт № 5: «На определение вкуса воды» (2 ребенка)
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте. Какая вода на вкус? (дает попробовать воду на вкус).
Д: Вода безвкусная!
В: А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Д: Кислая.
В: Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
Помните, мы на занятиях с вами растворяли в воде сахар и соль, шипучие витамины? – это значит, что вода еще и растворяет некоторые вещества.
Опыт № 5: «На определение запаха воды» (воспитатель каждому ребенку подносит понюхать 1 стакан с простой водой и 1 стакан, в котором лимонная долька)
Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет
Д: Нет.
В: Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Д: Есть.
В: А почему вода с лимоном пахнет?
Д: Потому, что лимон пахнет.
В: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили.
В: Ребята, посмотрите, какая льдинка стала маленькая и вокруг нее появилась водичка (вылить аккуратно в стакан). Значит она точно состоит из воды! А чтобы льдинка ничего не забыла, давайте ей напомним все, о чем мы сегодня узнали, для этого вернемся все на свои места.
Рефлексия:
Воспитатель:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним и еще раз расскажем нашей гостье, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха
2. Без цвета (бесцветная)
3. Без вкуса (безвкусная)
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус-поэтому воду можно назвать волшебной.
- Льдинка все запомнила и в благодарность за вашу помощь, приготовила вам сюрприз!
ВЫ КОГДА НИБУДЬ видели сухой лед?
Сюрприз-братик нашей льдинки) если в него добавить теплой воды – то….он будет испаряться, а мы с вами увидим белый дым
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Что вы хотите сегодня интересного рассказать родителям из сегодняшнего занятия? (ответы)
Следующий раз мы снова будем проводить эксперименты и узнаем много интересного …
Предполагаемый результат
По окончании предполагаются следующие результаты:
• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды (через эксперименты)
• Научатся бережному отношению к воде.