Елена Хорькова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебница природа»
Возрастная группа : старшая группа
Форма непосредственно образовательной области : здоровье, познание, социализация.
Форма организации: групповая.
Вид деятельности : изобразительная, групповая
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Волшебница природа“» размещена в разделах
Учебно – методический комплект: «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Цель: Закрепить знания детей о сезонных явлениях, об изменениях, связанных с каждым временем года, о характерных изменениях природы для каждого сезона.
Задачи:
образовательные :
• Закрепить знание последовательности сезонов и месяцев в каждом сезоне;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• закрепить знания растений (деревьев и весенних первоцветов, название перелетных птиц.
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
• картины с изображением природы;
• изображения деревьев;
• календарь природы;
• игрушка Тишка
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, Вчера вечером к нам в группу пришел маленький человечек, его зовут Тишка. Он мне рассказал печальную историю о том, как к своему несчастью не знает времена года. Он все время путает зиму с летом, а весу с осенью. И я пообещала, что мы поможем ему различать времена года и не путаться. Вы хотите ему помочь?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что на свете существуют времена года. А сколько их?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Назовите мне их.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это лето, зима, весна и осень. Скажите пожалуйста, сколько в каждом времени года месяцев?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! А какие месяцы относятся к осеннему времени года? По каким приметам мы узнаем осень?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Когда наступает осень на улице становится холодно, темнеет раньше чем обычно, часто идут дожди. А скажите, осенью день укорачивается или становится длиннее?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ну конечно, дни становятся короче, а ночи длиннее. Про это время еще говорят : «В осеннее ненастье семь погод на дворе…» и еще «Сеет, веет, кружит. Мутит и ревет. И льет и снизу метет!»
А так же ли жарко светит солнце и согревает землю своими лучами?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Так же, дуют холодные ветра и поэтому птицы, которые боятся холода улетают в теплые края. Дети как называют таких птиц?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, перелетные. А почему они улетают?
Дети: (рассуждения детей)
Воспитатель: Да ребята, они улетают потому, что все насекомые которыми они питаются исчезли и им нечего стало кушать. А каких перелетных птиц мы с вами знаем?
Дети : (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, это – аисты, грачи, журавли и тд. (показ иллюстраций). А вот что еще говорят про осенние месяцы:
«Ноябрь сентябрю – внук,
Октябрю – сын,
А зиме – брат родной…»
Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти и разукрасила все листья…
(Осень)
Тишка и вы ребята, запомните, что осенью листья меняют свой цвет: с зеленого на желтый и красный, а после, к началу зимы опадают, деревья и кустарники становятся голыми. И постепенно начинается зима.
Отгадайте еще одну загадку:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость подарила
На санках прокатила
(Зима)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, это зима. А скажите к зимнему времени года какие месяцы относятся?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это – декабрь, январь и февраль. В это время года очень холодно. Земля покрывается снегом, реки и озера сковываются льдом, часто бывают сильные морозы. Деревья и кустарники уже без листьев. Они как и земля покрыты снегом. А какие деревья не сбрасывают листву и круглый год стоят в одежде?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, это ель, сосна, (показ иллюстраций). Ребята, а какие птицы живут у нас зимой и не боятся холода?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, это – голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, дрозды, дятлы (показ иллюстраций). Им зимой очень холодно и голодно, их нужно обязательно подкармливать. Все птицы в это время года приближаются к жилью человека. Не даром говорят «Береги нос в большой мороз».
А теперь отгадайте еще одну загадку:
Ветки белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора
(Зима)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо умеете отгадывать загадки. А сейчас послушайте внимательно, и скажите о каком времени года говорится в этой загадке:
Я раскрываю почки в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня…. (Весна)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, после долгой и холодной зимы наступает весна. Какие месяцы относятся к этому времени года?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да это – март, апрель и май. А какие изменения происходят в природе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ну конечно! В это время года на улице начинает таять снег, солнышко светит ярче, реки и озера освобождаются от льда. Ребята, скажите пожалуйста, а весной день становится длине или так же остается коротким?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, день становится длиннее. А какой же самый первый цветок появляется весной?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Подснежник и мать-и-мачеха, правильно. Почти в середине весны на деревьях начинают набухать почки, и появляются первые листочки, а самое главное из далеких стран к нам возвращаются с зимовки перелетные птицы. Какие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Грачи, скворцы, журавли, ласточки и т. д. (показ иллюстраций) Еще в народе говорят:
«Грачи прилетели, значит весна наступила».
«Весна леса наряжает, лето в гости ожидает».
А теперь отгадайте еще две мои загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной полочкой взмахнет
В лесу подснежник зацветет
(Весна)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Солнце печет, липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(Летом)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. И вот растаял снег. Деревья одели зеленый наряд. Наступает самое жаркое время года – лето. Назовите ребята, какие месяцы к нему относятся?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да, это – июнь, июль и август. А что в это время года происходит в природе?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, летом цветут цветы на лугах, в лесу появляются первые грибы, очень много ягод. В садах тоже поспевают яблоки, груши, клубника, малина и т. д. Всем ребятам нравится это время года. Дети ходят на речку или на пруд купаться и загорать, катаются на велосипедах, ходят в походы и т. д. А вот мне интересно кто из вас знает, летом ночи длинные или короткие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, летом самые длинные дни и самые короткие ночи. В народе говорят: «Летит день за зимнюю неделю»
Ну вот, Тишка, мы и рассказали тебе о всех временах года, теперь я надеюсь ты никогда не будешь их путать. Как выдумаете ребята?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте все вместе повторим времена года и какие к ним месяцы относятся, чтобы мы с вами не попали в такую ситуацию как Тиша.
Дети: (ответы детей)
Закончить песней «Про кузнечика»