Игнатова Алина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ’], буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук[Щ’], буква Щ»
Цель: закрепление представления о звуке [Щ’] и букве Щ;
Задачи:
Обучающие: -расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
Развивающие: - активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому и слоговому составу;
- закрепление представления о смыслоразличительной роли фонем;
- совершенствование умений производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, подбирать слова к готовым схемам, составлять слова из звуков;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте „Звук [Щ’], буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепление умения систематизировать лексический материал по звуковому или слоговому признаку;
Воспитательные: - совершенствование опыта чтения; развитие внимания, памяти, речемыслительной деятельности, воображения, тонкой моторики рук.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию
Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
«Чудесные превращения».
— Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.
Развитие слухоречевого внимания.
— Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды.
Соль, варенье, сковорода, день, ложка, гусь, пельмени, поднос, сад, утро, книга, кувшин,помидор, часы, газета, чашка, ластик
2. Мотивационная игра
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Проснувшись рано утром, когда все ещё спали, Лисёнок встал со своей кроватки и на цыпочках вышел на улицу. Он решил, что совсем не обязательно умываться, если хочешь познакомиться с жителями соседних домов.
Дверь ближайшего домика оказалась незапертой. Вежливо постучав и так и не дождавшись ответа, Лисёнок слегка приоткрыл дверь, чтобы заглянуть внутрь Но он ничего не успел увидеть,
так как навстречу ему со всех углов и стен ринулась целая стая всевозможных щёток.
В ужасе Лисёнок помчался от них прочь, но, вырвавшись на свободу, щётки кинулись в погоню за ним. Настигнув беглеца, они набросились на перепуганного Лисёнка и стали яростно его чистить. При этом каждая из них приговаривала:
Щу-щу-щу-щу!
Мою, чищу, полощу.
Всех грязнуль переучу:
К чистоте их приучу!
На шум прибежали Ежик и Мудрая Сова. Но щётки не обратили на них никакого внимания. Лишь после того, как был вычищен каждый волосок лисьей шёрстки, щётки преспокойно улетели в свой домик. «Щ-щ-щ!» пронеслось в воздухе, как будто и не было никаких щёток.
Обиженный, но при этом вычищенный Лисёнок всё никак не мог понять, почему щётки напали на него и не тронули остальных. «Наверное, потому что мы уже успели привести себя в порядок: умыться, почистить зубы и причесаться», - догадался Ёжик.
- С каким звуком улетели щётки?
- Сегодня мы поговорим о звуке [Щ’]‚
3. Затруднение
-При произношении звука щ губы округлены и слегка выдвинуты вперед, кончик языка поднят вверх и воздух проходит в щель между языком и небом.
-Звук щ гласный или согласный, твердый или мягкий? (Согласный, всегда мягкий)
Упражнение «Один - много»
Щетка – щетки ящик - (ящики)
щука - (щуки) щенок - (щенки)
щека - (щеки) роща - (рощи)
плащ - (плащи) клещ - (клещи)
овощ -(овощи) лещ - (лещи)
4. Получение знания
Закрепление звука [Щ] в чистоговорках:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
физкультминутка.
ЩЁТКИ
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой - башмаки,
Этой щёткой чищу брюки
Все три щётки мне нужны,
(Дети показывают, как они пользуются щётками.)
- Давайте теперь почистим свою одежду и одежду своих друзей.
5. Самостоятельное применение знаний
- Это буква «ща». Какой согласный звук она обозначает?
- Каким цветом вы её обозначите? Почему всю букву зелёным?
- На что похожа эта буква?
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего. Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
(Е, Тарлапан) (Б, Степанов)
6. Итог занятия. Заключительная часть
- Что вы узнали о звуке [Щ']?
- Какой буквой он обозначается?
- Чем звук [Щ’] отличается от буквы Щ?
7. Рефлексия
В конце занятия дети делятся своими впечатлениями.