Екатерина Николаевна Луттиева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Детский сад комбинированного вида № 90 «Теремок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП „Путешествие в страну геометрических фигур“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур».
Старшая группа
Составил:
воспитатель Луттиева
Екатерина Николаевна
2016г.
Задачи:
1. Закрепить представление детей о геометрических фигурах : треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, ромб.
2. Продолжать учить распознавать геометрические формы по их характерным признакам.
3. Закреплять умение составлять из счетных палочек геометрические фигуры, преобразовывать одну фигуру в другую, находить их в окружающей среде.
4. Развивать связную речь.
5. Продолжать учить работать в коллективе и оценивать работу соседа.
Демонстрационный материал : Карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб) для работы воспитателю, желтый круг среднего размера, большой малиновый квадрат.
Раздаточный материал: Счётные палочки, набор геометрических фигур на каждого ребенка (круг, квадрат, прямоугольник, прямоугольник, ромб, карточки с изображением геометрических фигур для игры «Найди пару».
Оборудование: Магнитофон с аудиозаписями.
Перед началом занятия в группе вывешены плакаты с изображением геометрических фигур.
Предварительная работа: Дидактические игры, геометрические мозаики. Лото. Блоки Дьеныша.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент:
Дети сидят за столами на своих местах. Воспитатель, стоя у доски, которая расположена напротив столов, за которыми сидят дети, начинает НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадки. (После каждого правильного ответа воспитатель вывешивает на доску заранее подготовленные карточки с изображением фигур.)
- Три угла, три стороны
Могут разной быть длины. ( Ответ детей: «Треугольник»)
- Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … ( Ответ детей: «Квадрат»)
-Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья. ( Ответ детей: «Круг»)
- Если встанет наш квадрат
На вершину под углом,
То увидим мы ребята,
Что квадрат наш … ( Ответ детей: «Ромбом») стал.
-Растянули мы квадрат
И представили на взгляд
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник
Стал квадрат … ( Ответ детей: «Прямоугольник»)
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали все мои загадки. Посмотрите на доску, я вывесила все ваши правильные ответы в картинках. А как двумя словами назвать все это? (Воспитатель называет название и показывает на фигуру : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб)
Ответ детей: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно и отправимся мы сегодня с вами в путешествие в страну геометрических фигур.
2. Основная часть:
Воспитатель: чтобы нам туда попасть, необходимо выполнить задание. У вас у каждого на столе лежат счетные палочки. Из них вам необходимо будет построить геометрические фигуры, а какие вы должны будете догадаться сами.
И так, первая фигура состоит из 3 палочек. (Воспитатель дает детям задание сколько палочек они должны взять, чтобы выстроить на столе геометрическую фигуру, а дети самостоятельно думают и выкладывают на столе необходимую фигуру. Воспитатель по ходу действия детей проверяет выполнение задания).
— Какая фигура у вас получилась? ( Ответ детей: «Треугольник»).
Воспитатель: Теперь ребята нужно взять еще одну палочку и построить из получившейся фигуры новую. (Дети должны из треугольника с помощью одной дополнительной палочки построить квадрат).
— Что у вас получилось? ( Ответы детей: «Квадрат»).
Воспитатель: Мы получили с вами квадрат, а теперь посмотрим, если мы квадрат повернем и один из углов будет смотреть вверх, второй вниз и 2 угла в стороны. Какую фигуру мы получим?
(Дети поворачивают квадрат и получают фигуру ромб, по поднятой руке один из детей называет фигуру, которая у него получилась. ( Ответ ребенка: Ромб)
Воспитатель: Ребята возьмите еще 2 счетные палочки и постройте новую геометрическую фигуру.
Дети строят фигуру. После один из детей по просьбе воспитателя называет что у него получилось. ( Ответ ребенка: «Прямоугольник»).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь повторим, какие фигуры мы с вами выкладывали с помощью счетных палочек, и как мы это делали. ( Ответы детей: Треугольник, далее добавили одну палочку, получили квадрат, повернули квадрат и получили ромб, после добавили еще 2 палочки и получили прямоугольник).
Воспитатель: Мы с вами поработали очень хорошо, но нам пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Игра «Найди пару». (Воспитатель напоминает детям правила игры).
На отдельном столе лежат заранее приготовленные карточки с изображением геометрических фигур (каждой фигуры по две, карточки перевернуты. Дети выходят и берут себе по одной карточке. Далее воспитатель включает музыку, пока музыка играет дети движутся по группе, после того как музыка замолкает дети должны найти себе пару (ребенка, у которого на карточке изображена такая же геометрическая фигура). Воспитатель с детьми проверяют правильно ли все нашли пару. После дети меняются карточками, и игра продолжается (2 раза).
Воспитатель: Молодцы ребята, положите карточки и присаживайтесь на свои места, мы продолжим с вами наше путешествие. (Дети садятся на места.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вас встречают жители страны геометрических фигур. (Воспитатель показывает 2 фигуры - средний желтый круг и большой малиновый квадрат) Кто же это? ( Ответы детей: «Круг и квадрат»).
Воспитатель:
- Я кружочек небольшой,
Целый день катаюсь.
В юбочке я золотой
Всем вам улыбаюсь. (Вывешивает на доску круг)
- Я малиновый квадрат
С прямыми углами,
Всех вас видеть очень рад
С добрыми глазами. (Вывешивает квадрат)
Воспитатель: Ребята чем отличаются наши фигуры? ( Ответы детей: «Круг круглой формы, не имеет углов, а квадрат имеет 4 одинаковые стороны, 4 угла, они разные по цвету и размеру»).
-Ребята, круг и квадрат встречают нас не с пустыми руками. У них с собой есть волшебная коробочка. (Воспитатель показывает детям закрытую коробочку). Давай те посмотрим, что же там лежит. (В коробке предметы круглой и квадратной формы). Круг и квадрат принесли нам предметы круглой и квадратной формы, но у них все перемешалось и они просят нас им помочь разделить эти предметы.
Воспитатель: Чтобы помочь фигурам, мы разделимся с вами на две команды. (1 ряд – команда круга, 2 ряд - команда квадрата). Далее по очереди по одному из команды мы будем выходить брать из коробочки предметы и называть признаки, по которым вы определили, почему этот предмет круглой или квадратной формы. (Дети выходят, берут из коробки предмет и объясняют свой выбор - 3 человека из команды).
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этим заданием, но Круг и Квадрат предлагают вам новое задание.
Воспитатель: Теперь вам необходимо внимательно осмотреться и найти вокруг себя - 1 команде –предметы круглой формы, 2 команде - предметы квадратной формы.
Воспитатель на 10-15 секунд включает спокойную музыку, в этот момент дети глазами ищут необходимые предметы, далее по поднятой руке по одному из команды называют предметы, которые они нашли. А остальные ребята вместе с воспитателем проверяют. Если ребенок ошибается, объясняют, почему неправильно и по каким признакам ребенок ошибся, предлагают еще раз внимательно оглядеться и найти необходимый ему предмет. (Игра «Найди предмет» продолжается в течение 2-3 мин., так как в группе может быть огромное количество нужных для задания предметов и игра может затянуться).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились, но у нас есть еще одно задание, теперь каждый из вас будет работать самостоятельно.
Игра называется «Разложи по порядку». (Воспитатель напоминает правила игры).
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем работать с геометрическими фигурами (у каждого ребенка на столе лежит набор с необходимыми геометрическими фигурами).
Напоминаю вам, что выкладывать фигуры мы должны слева направо в один ряд. (Повторить с детьми, где право, а где лево).
Воспитатель: Слушаем внимательно, друг другу не мешаем, каждый выполняет задание самостоятельно.
- Первая фигура - Зеленый круг.
- Вторая - Красный квадрат.
- Третья - Желтый прямоугольник.
- Четвертая - Синий ромб.
- Пятый - Белый треугольник.
Воспитатель делает акцент на цвет фигуры.
Воспитатель: Ребята, проверим, как вы справились с заданием. Предлагаю вам поменяться местами (дети меняются местом с соседом и проверяют правильно ли выстроен ряд геометрических фигур, воспитатель еще раз называет и вывешивает фигуры на доске).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь соберите свои карточки, положите их на край стола.
Для вас есть новая игра «Кто спрятался». (Воспитатель напоминает детям правила игры, дети закрывают глаза, воспитатель снимает 1-2-3 карточки с изображением фигур, а дети должны назвать каких фигур не хватает; воспитатель вывешивает фигуры дети проверяют правильно ли они назвали недостающие геометрические фигуры)
Игра продолжается 2-3 раза.
- Молодцы ребята и с этим заданием вы справились, но нам пора возвращаться домой.
Давайте скажем нашим геометрическим фигурам «спасибо» за увлекательное путешествие и попрощаемся с ними. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте полетим домой на самолете. (Дети выпрямляют руки и имитируют полет на самолете). Прилетели, вот мы с вами и дома.
3. Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, где мы с вами сегодня побывали? ( Ответ детей: «В стране геометрических фигур»)
А с какими фигурами мы с вами путешествовали? ( Ответ детей: «Круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник»).
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы занимались. Всем спасибо!